|
(Антуан де ла Саль.
Маленький Жеан де Сентре. Песнь 15). Будучи пажом на службе у французской
королевы, Жеан получил от нее какие-то деньги, чтобы экипироваться, как
подобает юному благородному дворянину: «Возьми в этом маленьком кошельке 160
крон, которые я даю тебе для того, чтобы ты купил доброго, храброго и ловкого
верхового коня, который должен быть стремительным и быстрым, чего бы он ни
стоил, но не дороже 80 крон, купи также и другого коня для повседневных поездок
и путешествий, но не дороже 20 крон; купи себе еще пару коней для перевозки
твоего багажа и пажа за тридцать крон. Итого получается сто тридцать крон. На
оставшиеся тридцать крон купи красивый наряд себе и красивую одежду твоим
слугам, которые в ливреях будут сопровождать тебя в путешествиях. Если же
что-то останется сверх того, что ты потратишь, как я тебе сказала, то можешь
использовать это по собственному усмотрению».
Рис. 32.
Так бежал рыцарский конь. Скакун. Около 1450 года.
Дальше из того же романа мы узнаем, как он воспользовался своими лошадьми,
когда остался без коня на турнирном единоборстве: «На десятый раз, когда они
сошлись, так случилось, когда они скрестили копья, а их скакуны сильно
ударились друг об друга, несмотря на отчаянное старание рыцарей, натянувших
поводья (сделанные из шнуров, с которых свисали красные полотнища); конь сэра
Энкеррана упал, а конь Сентре сломал переднюю ногу. Тогда он вскочил и
отправился в свой шатер поменять скакуна».
Слово «скакун» использовано здесь для обозначения боевого коня – это еще один
пример небрежного использования понятий в Средние века.
Для людей Средневековья кони – источник великой гордости и предмет любви, так
как лошадь была свидетельством общественного положения, богатства и важности ее
владельца. Рыцарь, который ехал в сопровождении нескольких боевых коней, мог
рассчитывать, что его везде будут встречать с большим почетом. Множество
примеров рыцарской гордости относительно лошадей и искусства верховой езды
можно найти в пьесах Шекспира – например в «Генрихе V», в сцене, когда в ночь
перед битвой при Азенкуре в шатре французского дофина собираются французские
командиры и до утра слушают, как дофин хвастливо распространяется о своих
лошадях.
Термины, описывающие лошадиные аллюры, – это практически единственный источник,
на основании которого можно судить о том, как именно ездили верхом
средневековые рыцари. Современные иллюстрации достаточно ясно показывают
посадку вооруженных воинов, охотников, путников, женщин на мелкорослых лошадях;
но способ передвижения и аллюр на этих рисунках выглядят неубедительно. Из
изображенных художниками сцен битв и турниров мы можем понять, что лошади
несутся галопом, так как видим, что обе передних ноги вытянуты вперед, а задние
ноги вытянуты назад, но в действительности это неточность, так как ни одна
лошадь не в состоянии принять такое положение. Как это ни странно, но неверное
художественное изображение галопирующей лошади дожило почти до наших дней. На
бесчисленных цветных открытках и на живописных полотнах, изображающих охоту или
скачки, лошади изображены несущимися едва ли не
ventre ? terre
(стелясь брюхом по земле. –
Пер.).
Средневековые скульпторы и художники слишком часто изображали лошадей, ноги
которых двигались в унисон: например, обе левые ноги идут в одном и том же
направлении, а обе правые одновременно в противоположном. Такое изображение не
помогает определить аллюр, который хотел изобразить художник, так как в
действительности ноги лошади идут друг за другом по очереди, а не одновременно
(рис. 32).
Ко второй четверти XVI столетия стали возникать новые способы ведения войны,
что было обусловлено все более широким применением артиллерии; с этого момента
эпохе тяжеловооруженного рыцарства пришел конец. Военачальники Франции,
Германии и Испании стали разрабатывать новую тактику кавалерии перед лицом
сокрушительной мощи пушек и увеличившейся эффективности пехоты, вооруженной
теперь огнестрельным оружием. Французы, бывшие зачинателями и главными
приверженцами идеалов рыцарства, продолжали упрямо цепляться за старую тактику
– наступление рыцарей рядами с копьями наперевес, в то время как немцы
придумали новую систему ведения боя – в колоннах. Слабостью французов, таким
образом, являлось то, что этот строй легко ломался под огнем артиллерии и
аркебузов. В крупных войнах в Италии первой половины XVI века, например,
французские
gens d'armes
получили прозвище «зайцы в доспехах», так как умели очень быстро убегать. Но
|
|