|
бухгалтерской книге испанского королевского дома, относящуюся ко второй
четверти XVI века: «За воск для отливки модели ног Его Величества, отправленной
господину Дезидериусу Кольману, занимающемуся изготовлением доспехов…» Такая
забота о точной подгонке доспехов относится как к кольчужным латам, так и к
панцирным доспехам, хотя, конечно, гибкость кольчуги позволяла уделять меньше
внимания точной подгонке снаряжения. И наконец, всякий, кому предстояло
сделаться воином, начинал тренироваться в ношении доспехов с семилетнего
возраста, поэтому, когда ребенок становился рыцарем, он был уже привычен к
постоянному ношению доспехов (к классу воинов относились все мальчики
благородного происхождения, но были и исключения).
Благородные юноши Средневековья учились носить доспехи, так же как сейчас дети
учатся читать и писать, — с самого раннего возраста. Хуан Кехада де Реаго,
рыцарь и писатель начала XVI века, утверждает «необходимость воспитывать воина
с того раннего возраста, когда мальчик начинает учиться читать, познавая
азбуку» («Учение об искусстве рыцарства» («Doctrina Delia Arte Delia
Cavalleria»). Каждый день ученик носил доспехи и упражнялся в них, ведь когда
он становился мужчиной, то должен был проводить в латах много времени, не
говоря о том, что ему необходимо было воевать в них (в Средние века воином
начинали считать человека, достигшего четырнадцатилетнего возраста). Но воин не
только умел носить доспехи, он был гордым наследником традиции, основанной его
предками тысячу лет назад, — проводить большую часть жизни в боевом снаряжении.
Конечно, у доспехов были и крупные недостатки. Самым большим из них —
независимо от того, насколько владелец был привычен к их ношению и насколько
хорошо они подогнаны, — были духота и перегревание. В доспехах воин мог
страдать от невыносимой жары. Шекспир, очевидно, хорошо знаком с этой проблемой,
так как во второй части исторической трагедии «Король Генрих Четвертый»
говорит устами принца Генриха следующее:
То, как ношенье лат богатых в жаркий день,
Что обожгут тебя надежностью своей.
(Акт IV, стихи 30–31)
В большом сражении при Азенкуре в 1415 году дядя короля Генриха герцог Йоркский
— тучный мужчина средних лет — умер от изнеможения и теплового удара в своих
доспехах.
Глава 3 КАК РАЗВИВАЛОСЬ ИСКУССТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОСПЕХОВ
Если принять за точку отсчета доисторические времена, то развитие европейского
защитного снаряжения шло по двум направлениям — классическому и варварскому. К
первому относятся бронзовые и железные доспехи микенцев, греков и римлян. Это
развитие началось около 2000 года до н. э. и закончилось в начале Средних веков
в Восточной Римской империи (Византии). Начало второму направлению положили
кожаные и кольчужные доспехи варваров — кельтских и тевтонских народов, которые
веками боролись с Римом и в конце концов опрокинули великую империю в V и VI
веках. Этот тип доспехов просуществовал в Европе вплоть до XVII века.
В конце первой главы было сказано, что крестоносец XII века был вооружен и
экипирован так же, как его готский предок в веке IV: надо заметить, что латное
снаряжение кельтского воина в 400 году до н. э. было, в общих чертах, таким же,
как у крестоносца. Основой всех европейских доспехов была кольчужная рубаха.
Происхождение кольчуги и время ее первого появления неизвестны, но есть
достаточно документальных данных о том, что кельты пользовались кольчугой еще в
IV веке до н. э.
До кольчуги варварский воин защищал свое тело в сражении доспехами из кожи,
такими, видимо, «бычьими панцирями», которые носили во всех армиях Европы в
период с 1650 по 1750 год, когда окончательно было прекращено производство
металлических доспехов. Конические бронзовые шлемы и большие деревянные щиты
находили в захоронениях, датированных 700 годом до н. э. Воевавшие с Римом
галлы оставили множество археологических свидетельств своего вооружения и
доспехов: кольчужные рубахи, полностью сохранившиеся щиты, большое количество
шлемов разных типов, бесчисленные копья и многочисленные мечи. Сведения об этих
предметах мы находим у римских писателей, которые не только детально описывали
само вооружение, но и то, как пользовались им его владельцы. Картину дополняют
сохранившиеся до нашего времени фрагменты скульптур — большие и малые (рис. 8).
Приблизительно таким же вооружением и такими же доспехами пользовались в
основном европейские воины до времен норманнов, то есть до 1066 года.
Существует множество иллюстраций, которые убедительно демонстрируют, что в
первое тысячелетие н. э. в вооружении европейских витязей очень сильно
чувствовалось галльское влияние. Например, на рисунке 9 приведено изображение
конного воина, отчеканенное на стенке большой золотой вазы, изготовленной около
860 года н. э. Эта ваза — часть сокровищ, найденных в Венгрии, в местечке,
название которого очень трудно произнести англоязычным людям, — в
Надьсентмиклоше. Я нарисовал это изображение в современной манере, потому что,
|
|