|
человек — вся каста воинов Японии. Государственный указ установил им
унизительно маленькие пенсии, наряду с этим позволив им получать другие
профессии. Похоронным звоном для их касты стал закон о воинской обязанности,
открывший профессию воина для всех желающих, а закон 1876 года запретил ношение
традиционных двух мечей.
Класс воинов был теперь лишен своих доходов, общественного статуса, традиций и
карьеры. Неудивительно, что тысячи таких людей примкнули к главе громадного
клана Сацума, образовав реакционное движение за изгнание «дьявольских»
советников, окружающих императора, и восстановление старых порядков (1877).
Удивительным же стало то, что у многих самураев, даже членов клана Сацума,
хватило прозорливости, чтобы понять — выбранная дорога была единственно
возможным путем для Японии — и остаться верными правительству. Через восемь
месяцев восстание было подавлено, и новый режим сохранился.
Принимая во внимание громадность перемен, которые за несколько лет буквально
перевернули систему, сохранявшуюся неизменной в течение многих столетий,
переход произошел относительно безболезненно.
Откровенно сильное правительство, численность и воинственное поведение касты
самураев, их фанатичная преданность правителю и способность японцев быстро
освоить западное вооружение и подготовку спасли Японию от большинства
унизительных и безвозвратных потерь, которые стали уделом других стран Востока
в этот период. Разумные люди, стоявшие у руководства страной в этот критический
период истории, отчетливо понимали, что только сплоченная и однородная нация,
хорошо оснащенная современным оружием, может избавить Японию от судьбы ее более
слабых соседей. Поэтому все первоначальные договора — открытие шести портов для
торговли и позволение иностранцам жить в радиусе около 39 километров от них.
фиксированные на низком уровне импортные пошлины и предоставление иностранцам
прав экстерриториальности — не вызывали на первых порах возражений. Но по мере
того как нация сплачивалась, а национальная гордость возрастала, эти условия, в
особенности последнее, стали вызывать раздражение.
По вполне очевидным причинам цивилизованные государства не склонны были
передавать своих граждан под юрисдикцию людей, чьи понятия о законе и
справедливости были совершенно чужды их собственным. И даже в лучших видах
международного согласия они не соглашались верить в справедливость суда, для
которого пытка являлась обычной формой допроса; подсудимый был лишен всяких
прав, даже права знать, в чем его обвиняют; «свидетели» открыто устанавливали
цену своих показаний, а наказание даже за незначительное нарушение закона могло
состоять в отсечении конечности. В период пробуждения островного царства
японская «справедливость» вряд ли могла быть образцом, который удовлетворил бы
цивилизованные страны. Однако за сравнительно короткий период законы были
приведены в такой вид, который (в большей или меньшей степени) соответствовал
западным понятиям, а японцы ощутили, что любое исключение является отражением
их юридической системы.
Несколько попыток отменить ранее заключенные соглашения были провалены, но в
1894 году новое соглашение с Великобританией отменило права
экстерриториальности и дало японцам возможность устанавливать некоторые
определенные ставки тарифов. Другие страны последовали этому примеру. Однако
лишь в 1911 году Япония обрела полный контроль над своими импортными и
экспортными тарифами.
Для внимательного наблюдателя было ясно, что уже в то время японцы выказывали
первые знаки повышенной чувствительности и раздражительности, которые стали
столь явными в XX столетии. В отличие от англосаксов, флегматичный темперамент
которых был вполне естественным, японцы держали свою эмоциональную природу под
постоянным и строгим контролем. Японцу американский темперамент напоминал
кастрюлю, содержимое которой кипело и бурлило, порой приподнимало давлением
крышку и выпускало пар, тогда как характер японца был подобен скороварке,
плотно закрытой, но в которой постоянно происходит некий процесс, иногда
«сносящий крышку» и вырывающийся наружу с катастрофическими последствиями.
Наряду с этим японцам было совершенно ясно, что ключ к признанию их равными в
мировой политике лежит в воинской доблести и тщательной подготовке страны к
возможной войне.
Война с Китаем (1894—1895) — опять из-за Кореи, которая нужна была Японии как
для решения проблем с перенаселенностью своей территории, гак и в качестве
рынка для своих товаров, — закончилась победой Японии. Боевые корабли под
флагом с эмблемой восходящего солнца (многие офицеры которых в начале своей
карьеры были облаченными в шелковые кимоно самураями с узлом волос на макушке и
двумя мечами за поясом) разгромили своих китайских соседей в грандиозном
морском сражении, первом в современной истории. Был взят Порт-Артур, а Китай
лишился Формозы (Тайваня), Пескадорских островов и южной части Маньчжурии.
Однако Франция, Германия и Россия в совместной ноге оказали давление на Японию,
заставив ее отказаться от завоеваний в Маньчжурии. То обстоятельство, что они
оказались лишенными плодов своей победы, лишь утвердило японцев в их убеждении,
что добыча принадлежит победителю только тогда, когда он достаточно силен,
чтобы удержать ее.
ВОЗВЫШЕНИЕ ДЕРЖАВЫ
В 1900 году разразилось Боксерское восстание
|
|