|
завершается почти поэтическими строками:
«Сколь великолепна будет «особая атака» нашего подразделения, которое на своих
машинах устремится на врага! Нашей целью будет авианосец противника. К нам
приехали кинооператоры, чтобы запечатлеть нас для истории. Возможно, что вы
сможете увидеть меня в киноновостях.
Нас 16 пилотов, которые поведут свои самолеты на врага. Да будет наша смерть
столь же мгновенной и чистой, как исчезновение кристалла!
Написано под Манилой накануне вылета.
Исао
P. S. Паря в небе над южными морями, нам предстоит выполнить почетнейшую миссию
— умереть, став щитом для его величества. Лепестки цветов сакуры искрятся,
когда, облетев и кружась, они опускаются на землю».
КОНЕЦ ИЗОЛЯЦИИ
Японцы порой поступают так, словно они являются жертвами тяжелейшего комплекса
неполноценности. Если это впечатление верно, то объяснить ситуацию можно только
тем, что страна лишь в относительно недавние времена стала открываться западной
цивилизации, которую они внутренне презирают, но вынуждены во многом ее
копировать.
Средневековая Япония имела довольно значительные связи с Китаем и Кореей, а
время от времени изрядно вмешивалась в корейские дела. В 1592 году под
предводительством знаменитого полководца Тоёгоми Хидэёси было предпринято
успешное вторжение в Корею, которое повлекло за собой и военные столкновения с
китайцами. Кампания закончилась уходом японцев из Кореи. Первые пришельцы с
Запада появились в Японии впервые в 1542 году, когда занесенный сюда морской
бурей португальский корабль, сбившись с курса, бросил якорь у острова Кюсю.
Торговые миссии встретили здесь довольно хороший прием, а вместе с ними
появились и священники; первым миссионером (1549) стал знаменитый Франсис
Ксавьер. Новая религия довольно прочно обосновалась на Кюсю. По сообщениям
миссионеров, в 1582 году в христианство было обращено 150 000 местных жителей,
в том числе много влиятельных аристократов. Хидэёси беспокоило все больше и
больше растущее влияние иезуитов, поэтому он ввел ряд запретительных мер против
них. Однако японская торговля с Португалией была весьма выгодна для местного
общества, гак что меры эти мало что дали. Появление же конкурировавших с
иезуитами испанских францисканцев (1593) и растущие опасения (не всегда
безосновательные), что миссионеры только торят дорогу для иностранной
интервенции и вторжения, побудили японского правителя принять меры против
христиан.
В 1600 году в Японии появилось голландское судно, штурманом на нем был
англичанин Уилл Адаме, сумевший снискать расположение сёгуна, который приблизил
его к себе. Адаме жил в Японии до своей смерти в 1620 году. Голландцы получили
право торговли с Японией (1605), а несколько лет спустя такие же права были
дарованы и англичанам. Но в глазах сёгуна интриги миссионеров перевесили
преимущества внешней торговли, и исповедование христианства было запрещено под
страхом смерти. Всем испанцам (источнику большей части всех бед) было приказано
покинуть страну, вскоре за ними последовали и португальцы (1639). В 1636 году
вышел указ о запрещении всем жителям Японии и всем японским судам покидать
пределы страны и строить суда для океанского плавания. Английская компания (с
весьма слабым руководством) сдалась и покинула пределы страны (1632), тогда как
голландцам было отведено пространство в 300 квадратных шагов (так в тексте. —
Пер.),
где они и осуществляли торговые операции в течение более чем двухсот лет под
строжайшим и унизительным контролем местных властей.
Во времена правления последующих сегунов огромного клана Токугава Япония, за
исключением небольшого ручейка товаров и информации, получаемых через
голландцев, была изолирована от всего остального мира. Все попытки открыть
страну для торговли отклонялись. Четверо коммерсантов из торговой миссии в
Макао и пятьдесят семь их торговых партнеров в Японии были обезглавлены по
приказу сёгуна. Тринадцать коммерсантов были высланы из Японии с напутствием:
«Лучше и не думайте о нас, как будто нас больше нет на свете». Все другие
торговые представители, пытавшиеся установить деловые отношения. встретили
столь же твердый, хотя и не такой кровавый, отказ. В течение более чем двух
столетий островная империя оставалась недоступной веяниям времени, окруженная
флером загадочности, а за это время в Европе эра меча и религиозных войн
уступила место эпохе философов и зарождению прав человека, а затем и веку
механики. Это был мир парового двигателя, электричества, телефона и телеграфа,
заводов и фабрик, нарезных мушкетов и народною просвещения, который в конце
концов и разрушил барьеры, возведенные много десятилетий назад.
Конец изоляции был неизбежен. Все больше и больше иностранных судов, в
большинстве своем китобоев, бороздили моря вокруг Японии. Все чаще и чаше
возникали контакты по житейским вопросам, вроде заправки свежей водой и ухода
|
|