|
Копьеносцы делились на подразделения из воинов с легким и тяжелым вооружением.
Защитное снаряжение и шлемы у них были такими же, как и у соответствующих
подразделений лучников, хотя легкие копьеносцы чаще показаны в шлемах с
плюмажем, а не с высоким шишаком. У некоторых шлемов вместо клапанов,
защищавших уши, имелась кольчужная бармица — завеса, спускавшаяся сзади и по
бокам и защищавшая подбородок, уши, горло и затылок.
Остроконечный шлем с чешуйчатой бармицей, боевой топор, палица, щит, копье и
меч в ножнах
В ранний период истории Ассирийской империи мы не имеем никаких данных о
кавалерии. Великий завоеватель Тиглатпаласар I (ок. 1130—1110 н. э.) ни словом
не упоминает о ней в своих надписях, и мы не находим ее изображений ни на одном
из рельефов, относящихся к этому периоду. Редкие скульптуры времен
Ашшурбанипала (ок. 883— 858 н. э.) изображают конных воинов, еще меньше есть
скульптурных изображений колесниц. Во времена Саргона II и его сына Синахериба
(ок. 722—681 н. э.) колесница обычно изображается только как вид царского
экипажа, а в батальных сценах уже заметное место занимает кавалерия.
Нам остается только ломать голову над тем, почему в течение многих столетий
лошадь использовалась как тягловая сила, но не как верховое животное. Скифы, по
всей видимости, были первым народом, ставшим использовать лошадь не только как
тягловую силу, и очень похоже на правду, что столкновение этих прирожденных
лошадников с племенами, не знавшими верховой езды, породило греческие легенды о
кентаврах — полулюдях-полуконях. Но у греков золотого века были и верховые
лошади, и колесницы, как и у египтян, по крайней мере за пять столетий до
падения Трои. Но ни те ни другие не использовали в бою кавалерию, так же как и,
насколько нам известно, все другие народы этого региона. Одно возможное
объяснение этого заключается в том, что порода имевшихся тогда в регионе
лошадей была непригодна для военных целей — слишком мала ростом, и лишь с
появлением через какое-то время завезенных из северных степей более крупных
животных стало возможным вводить верховые подразделения в армии. Во всяком
случае, можно констатировать, что самые ранние изображения конных воинов
представляют собой ассирийских кавалеристов, сидящих в странной и малоудобной
позе, с босыми ногами, поднятыми так высоко, что колени находятся на уровне
конского крупа.
Конный копейщик
Эти выглядящие шатко держащимися в седле воины — лучники, и, хотя они вооружены
также мечами и щитами, не существует изображений, на которых было бы видно
применение этого вооружения в бою, верхом на лошади. На самом же деле эти
неловкие конники использовали лошадей только для передвижения, а в бою их
сопровождали помощники, которые вели коней и держали их, когда лучники метали
стрелы.
То обстоятельство, что эти первые кавалерийские кони изображены в точно такой
же упряжи, что и кони для колесниц, вплоть до украшенного орнаментом (и
совершенно бесполезного для кавалериста) хомута, позволяет предположить, что в
случае, когда местность была непригодна для использования колесниц, колесничные
кони выпрягались, и на них верхом передвигались лучники вместе со своими
колесничими и щитоносцами.
Более поздние рельефы демонстрируют значительный прогресс в искусстве верховой
езды. Теперь используется седло или подкладка, сам же всадник, уже не босоногий,
находится в более естественной и, главное, более устойчивой позе. Лучник
теперь передвигается без сопровождения щитоносцев, он настолько уверен в своем
искусстве езды, что даже беззаботно бросает уздечку на холку коня, когда
целится из лука. К этому времени на изображениях появляются и копьеносцы в
защитном снаряжении, некоторые из них имеют на перевязи за спиной короткий лук
и колчан. Как лучники, так и копьеносцы вооружены также короткими мечами.
Воин, плывущий через реку на надутом бурдюке
Ассирийцы не были народом мореходов, да и не стали им, даже когда их империя
протянулась от Персидского залива до Средиземного моря. Заниматься мореходством
в этих водах они предоставили завоеванным ими народам — финикийцам и, в меньшей
степени, вавилонянам. В одном из тех редких случаев, когда ассирийцы
предприняли военный поход за море при царе Синахерибе, этот правитель согнал
корабелов из Финикии на берега Тигра, где флот вторжения был построен и спущен
на воду. Острова у побережья порой захватывались путем возведения дамбы, как
это сделал Александр Македонский при взятии Тира, но, как правило, жители
такого прибрежного города могли спастись, если успевали добраться до своих
|
|