|
представлены на миниатюрах, изображающих монголов в
«Истории мира», Рашид эд-Дина, нарисованных в Тебризе
около 1306—1312 гг.
Описываемые нами доспехи из На-хи достаточно древние,
вероятно, они несколько раз переделывались. Шлем закру-
гленной конической формы состоит из соединенных кожаны-
ми ремнями вертикальных пластинок, на каждой из которых
имеются центральное ребро и заостренные концы. Он увенчан
трубкой для султана из перьев и оторочен мехом леопарда, что
может указывать на тибетское происхождение. На пластинках
заметны следы позолоты и выправления. Очевидно, шлем не-
сколько раз разбирали, чистили и выправляли.ПРИЛОЖЕНИЕ
115
Похожие доспехи изготавливались в Сычуани, к востоку
от Тибета, от железных изделий тибетских мастеров они от-
личаются только системой шнуровки. Если на тибетском до-
спехе соединяющие ряды чешуек ремни расположены гори-
зонтально поперек поверхности, то на изделиях из Южного
Китая ремни располагаются сверху вниз, соединяя верхний
выступающий конец каждой чешуйки. Подобная система де-
лала соединяющие ремни более уязвимыми для рубящего
оружия противника.
Итальянский путешественник XIII в. Иоанн де Плано Кар-
пини в сообщении о своем путешествии ко двору великого
Рис. 68. Вооруженный Локапала, изображение на шелковом знамени
из пещеры Тысячи Будд. Из Дунхуана, династия Тан (618—903),
реконструкция СтейнаЭ. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
116
хана Удегея в 1246 г. описывает че-
шуйчатые кольчуги монголов, отмечая
примерно те же самые детали:
«Верхняя часть их шлемов сделана
из железа или стали, та же часть, что
защищает шею и горло, из кожи (см.
фигурки из Мингои, рис. 65). Боль-
шинство воинов одеты в кожаные до-
спехи (чешуйчатого типа?), некото-
рые в железные, изготовленные одним
и тем же способом: они выковывают
в огромном количестве тонкие желез-
ные пластинки в палец шириной и
длиной с вытянутую ладонь. По кон-
цам каждой пластины они высверли-
вают восемь небольших дыр, через
которые протягивают три длинные
прямые кожаные нити. После этого
располагают пластинки одну над дру-
гой в зависимости от размера и при-
вязывают пластинки к нитям, а затем
соединяют с меньшими нитями, про-
пущенными через дырочки. В верх-
ней части пластинки закрепляют
одной небольшой нитью, пропущен-
ной с каждой стороны и пришитой так, что пластинки плот-
но соединяются и прилегают друг к другу. Таким способом
изготовлены все доспехи, причем не только для воинов, но
и для лошадей. Пластинки так хорошо отполированы, что в
них можно было смотреться, как в зеркало».
Посол французского короля В. Рубрук, посетивший Мон-
голию в 1253 г., отмечает:
«Я увидел двоих, которые пришли, чтобы представиться
Мэнгу, они были одеты в куртки, сшитые из выпуклых ку-
сков твердой кожи, которые были самым тщательным об-
разом подогнаны друг к другу».
Постепенно монгольское влияние распространилось не
только в Китай, но и на запад, доспехи стали известны и
кочевым племенам на территории России, среди этих изде-
лий оказался и типично монгольский шлем с закругленной
Рис. 69. Рельеф воина
на каменной панели из
Мавзолея императора
Тай Цзуна, воздвигну-
того в 637 г. н. э. в Ли-
чуани (которая находит-
ся в Британском музее)Рис. 70. Пластинчатая кираса с двумя наплечными
доспехами времен
Танской династии, которые продолжали изготавливать и в минский
период (1368—1644 гг. н. э.). Из книги «Ву бэй цзы»Рис. 71. Шлемы с султанами
из волос, перьев и небольшими флажками,
как было принято во времена династии Тан, продолжали изготавливать
|
|