Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эдвард Вернер - Оружие Китая
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-
 
чжу», лук из четырех «даней» и т. д. В трактате «Бэй ши» 
сообщается о некоторых луках, подаренных правителю Вэю, 
которые были обмотаны «лу сы», «лу», шелком, некоторые 
из них были покрыты лаком красного, а другие — черно-
го цвета. Во времена династии Тан очень высоко ценили 
лук «тянь цэ», во времена этой же самой династии, соглас-
но трактату «Тан лю дянь», начальник правительственного 
склада оружия установил своим декретом, что длинный лук, 
используемый пехотой, должен был быть сделан из тутового 
дерева, а тот, что используется конницей, из рога, короткий 
лук должен был использоваться для стрельбы на короткие 
расстояния, а «гэ гун», украшенный различными цветами, 
должен был использоваться в церемониальных случаях. 
«Шэнь бэй», лук для осуществления наказаний, упомянут в 
трактате «Шань тан сы као» — он был замечен одним из 
соотечественников генерала Ханя, а затем по его приказу 
скопирован и использовался в его войсках. Его приподнес-
ли в дар императору, после чего нарекли «кэ ди», «способ-
ный выступить против». Два более сильных в сравнении с 
ним лука, названные «цзинь чжуанцзы», упоминаются под 
шестым годом (1083 г. н. э.) Юань Фэна, императора Шэнь-
цзуна (1068—1086 гг. н. э.) («Цюн шу као со»). Лук «ху» из 
бамбука упоминается в трактате «Наньчжоу и у чжи» как 
используемый в стране Южное У Ху, а в трактате «Вэй чжи» 
говорится, что лук «и лау» был столь же силен, как и арба-
лет. Трактат «Нань Мань чжуань» описывает искусство те-
земцев страны Пуцзы в использовании деревянных луков и 
коротких отравленных стрел.НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
43
ТЕТИВА
Правитель государства Юэ, готовясь завоевать У, сделал 
тетивы для луков из пеньки, выращенной на холмах Ма сю 
(«Юэ цзюэ шу»). Племена Ли из Хайнаня делают тетивы для 
своих длинных деревянных луков из побегов ротанговой 
пальмы («Бай ши лоу бянь»).
СУМКА ДЛЯ ЛУКА
Их изобретение («гун дай») приписывается императору 
Шуню (2255—2205 гг. до н. э.) («У юань»). Им были даны 
такие названия — «ду», «гао», «тао», «хэнь цзянь» («Ци у цзун 
лунь»), а также «цзинь тао ган» («Юнь фу»). Они иногда де-
лались из тигровой шкуры («Ши Цинь фэн»).
«Гун цзин», коробка или футляр для лука, назывался «би». 
Когда тетива у лука была не натянута, использовался «гун 
цзин», сделанный из бамбука, чтобы предотвратить его по-
вреждение («Чжоули чжэн чжу»). В трактате «Као гун цзи» 
говорится, что луки помещали в специальные каркасы в те-
чение зимы, что способствовало сохранению их надлежаще-
го состояния.
ПЛАСТИНЫ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА
«Цзюэ ши» — пластины для большого пальца. «Цзюэ» (в 
новое время его называли «ци цзи»), согласно комментариям 
к «Ши сяоя», были сделаны из слоновой кости и надевались 
на большой палец правой руки для натягивания тетивы. «Ши» 
(также называется «суй») был сделан из кожи или шкуры для 
натягивания тетивы левой рукой («Шу у и мин су»). Если 
«суй» был изготовлен из другого материала, назывался «ши» 
или «лянь». В том же самом тексте упомянуты изготовленные 
из красного тростника кольца, именуемые «шэ» и «та», — 
кольца, изготовленные из красного тростника и предназна-
ченные для переднего, среднего и безымянного пальцев, ис-
пользуемые для натягивания тетивы.Э. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
44
АРБАЛЕТЫ
Изобретение арбалета «ну» приписывается Хуанди (2698—
2598 гг. до н. э.) («Гу ши као»). Его богом был Юань Ван 
(«Тайгун бинфа»). Он был сделан из лука «гун», который стре-
лял пулями («дань»). Он упоминается в трактате «Луньюйхэ 
ту», который утверждает, что Чи Ю сделал большой «ну», точ-
но так же как и «чжан», копье, «дао», меч, и «цзи», алебарду 
(«Бай ши лэй бянь»). «Ну» означает «гнев». Его рукоятку на-
зывали «би», «рука», его тетива называлась «я», «зубы», внеш-
няя сторона «я» называлась «го», которая защищала «я». Ниж-
няя часть называлась «сюань дао», «висящий меч», от его 
формы. В целом все это называлось «цзи», он походил на втул-
ку двери («и я»). Автор трактата «Янь фань лу» добавляет, что 
«цзи» был «я» арбалета и служил для проверки тетивы. Арба-
леты, сделанные из камня, упомянуты в трактате «Шицзи». 
Другим названием для «ну» было «цюань» («Хань шу Сыма 
Цянь чжуань»). В трактате «Янь Шигу Хань шу чжу» утверж-
дается, что арбалет, приводимый в боевую готовность рукой, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-