|
Кольчуга впервые появилась у древних римлян, о чем свидетельствуют находки
слежавшихся металлических масс в античных погребениях, но были ли они
изготовлены путем переплетения, как это было описано, – представляется
сомнительным. Безрукавки из простеганной материи, усиленной кольцами из стали,
кости или рога, были распространены в гораздо большей степени, равно как и
поддевки из обычной кожи или из кожи, вываренной и отбитой молотком для
придания ей большей жесткости. Все это снаряжение было вполне способно
противостоять обычному удару меча или копья.
Боевое облачение коня состояло из конской кольчуги или ее суррогата, вошедшей в
практику в третьей четверти XIII столетия, и попоны, появившейся несколько
ранее, хотя обычай расписывать или вышивать ее геральдическими гербами появился
лишь с началом правления Эдуарда I.
Глава 3
XIV столетие примечательно прежде всего тем, что оно представляло собой
переходный период и ознаменовалось развитием вооружения, рыцарского доспеха,
единоборств, турниров и вообще всего, связанного с военным искусством. В ходе
этого процесса кольчужное одеяние рыцаря постепенно сменилось стальными латами,
причем тенденция эта не завершилась до конца. Это было столетие почти
непрекращающихся войн, как на Востоке, так и на Западе, и рыцарское
оборонительное вооружение того периода доступно нам для изучения, как страница
открытой книги, по изображениям на портретах и гравюрах.
Определившая лицо эпохи взрывная сила преобразований открыла и новую эру в
искусстве войны. В ее начале артиллерийские орудия были гораздо слабее по своей
разрушительной силе по сравнению с мощностью большинства механических
двигателей того периода, но к концу столетия они эволюционировали до такого
уровня, который вызвал революцию в средствах нападения и защиты; так что былое
рыцарство уступило ведущую роль на поле боя пехотным подразделениям.
Информация относительно тогдашних единоборств и турниров начала XIV столетия
весьма скудна; они описаны в «Романах о Ричарде Львиное Сердце, сэре
Ферумбрасе» и других, которые, хотя и изобилуют совершенно невероятными
подробностями, тем не менее остаются ценнейшими источниками наших знаний о той
эпохе. Красочные изображения этих событий мы находим в «Романе о короле
Мелиаде», который живописует нам «Общую схватку при Турнуа». Роман этот,
написанный примерно в середине столетия, содержит несколько живописных
изображений единоборств и турниров, а также изрядное количество раскрашенных и
позлащенных рисунков на военные темы. Богатый материал дают и гравюры Фруассара,
работы Хефнера («Национальные костюмы») и Картера («Живопись и скульптура»).
Именно Фруассару мы во многом обязаны информацией об этих «воинских потехах»,
особенно в период второй половины XIV столетия, а его повествования содержат
много бесценных деталей, тщательно собранных от герольдов, безымянных служащих
геральдической коллегии, герольдмейстеров и других служащих при турнирах.
Фруассар родился около 1337 года и начал собирать материал для своих хроник в
возрасте примерно двадцати лет, а именно – через девять лет после битвы при
Креси. Его «Хроники» начинаются с коронации Эдуарда III в 1337 году и
вступления на престол во Франции Филиппа де Валуа, а заканчиваются ближе к
концу столетия смертью английского короля Ричарда II. Свою карьеру Фруассар
начинал при английском дворе в качестве поэта и историка, но прежде всего он
был служащим кабинета королевы. После нескольких лет он предпочел этому занятию
церковную карьеру и получил приход. Его яркая личность и выдающийся талант
стали причиной доверительных отношений со многими известными и влиятельными
деятелями той эпохи, как во Франции, так и в Англии, которые стали источниками
надежной информации для его истории. Его усердие было неутомимым, стиль
изложения – оригинальным и блистательным, а приводимые им факты (хотя порой в
них и примешивались небылицы) весьма достоверными, по крайней мере, насколько
мы можем судить о них теперь. Он отнюдь не был приверженцем какой-либо партии
или группировки и старался, как сам часто говорил, выслушать, если удавалось,
обе стороны. Слабым местом его работы является датировка событий, а зачастую и
отсутствие таковой. Сент-Пале так писал о нем: «Фруассар имел куда больший
успех как историк, чем многие ученые нашего века…»
Королевские турниры часто созывались по поводу коронации или свадьбы принцев;
о проведении этих мероприятий обычно оповещалось заранее, чтобы дать
возможность принять в них участие всем иностранным рыцарям, которые хотели бы
на них отличиться. Верховная власть предоставляла гарантии безопасности всем их
участникам.
В 1302 году «турниры, единоборства и другие воинские потехи, в которых могли
принять участие молодые люди благородного происхождения, были запрещены
королевским эдиктом, разосланным по стране с тем, чтобы шерифы огласили его в
своих графствах».
Король Богемии и граф Эйноу
[14]
провозгласили, что будет проведен турнир в Конде в 1327 году, сразу после
коронации Эдуарда III, и сэр Джон Хайнаут, который присутствовал во время этого
оглашения, уехал из Англии, чтобы попасть на этот турнир, сопровождаемый
пятнадцатью английскими рыцарями, намеревающимися принять в нем участие.
|
|