|
сословие. Содержание ее известно из сохранившихся текстов клятв и отзывается
эхом в небольшой поэме «Рыцарский орден», о которой мы еще поговорим.
Каркас ее – верность вассала своему сюзерену, набожность, щедрость, о которой
жонглеры неустанно повторяют своим знатным покровителям, упоминая при этом
Александра Македонского, а также – доблесть, то есть смелость,
laus –
честь, слава, презрение к боли и смерти, помощь попавшим в беду девицам, вдовам,
сиротам, несчастным, защита святой церкви, что уже проявилось в уважении к
священникам.
Сюда же добавляются несколько правил ведения боя: не добивать беспомощного
поверженного противника; именно в этом контексте мы до сих пор упоминаем
рыцарский дух; не подлежит никакому сомнению, что правило это изобретено
французами, которые применяют его шире любого другого народа. Кроме того,
рыцарь не должен участвовать в измене и лжесвидетельстве, и если не в силах
помешать этому, то удалиться, дабы не быть молчаливым и сочувствующим
свидетелем.
Соответствовала ли практика этой прекрасной теории? Дать ответ на этот вопрос
невозможно; первобытная инстинктивная жестокость порой брала верх над правилами,
навязывающими человеку контроль над собой, self-control
[4]
, чего часто не хватает французской нации.
Однако привычка и практика исповеди должны были привести рыцаря, совершившего
ошибку, к раздумью и молитве, как предписывает уже упоминавшийся епископ Дюран:
«Господь святейший, всемогущий отец… Ты, кто допустил на земле использование
меча, чтобы уничтожать лукавство злых и защищать справедливость, кто, ради
защиты народа, пожелал создать сословие
рыцарства…
прояви милосердие и сделай так, чтобы раб Твой, здесь находящийся, никогда не
использовал сей меч или другой для несправедливого причинения вреда, но всегда
пользовался им ради защиты Справедливости и Права».
Глава 5
ПЕРЕДАЧА СТАТУСА ПО НАСЛЕДСТВУ
Посвящение в рыцари есть акт безвозмездный, как для посвящающего, так и для
посвящаемого. В принципе он зависит от наличия материальных условий: оружия,
предполагающего немалое благосостояние посвящаемого или огромную щедрость
«крестного», и моральных: чести и достоинства, но никак не зависит от
происхождения.
Очевидно, что во французском рыцарстве торжественное вручение оружия, в отличие
от аналогичного обряда у германцев, о котором рассказывает Тацит, не означал
перехода из одной возрастной группы в другую, из юношей в воины; для
посвящаемого это достижение цели, для посвящающего – выбор, причем вовсе не
обязательно, что между первым и вторым существуют семейные или родственные узы.
Однако можно сказать, что рыцарство, каким мы его знаем и пытаемся дать ему
определение, возможно лишь в рамках феодализма, что влечет передачу земли
сюзереном вассалу или предложение земли вассалом сюзерену для верховного
управления ею, что делает его
верным человеком;
это действие влечет за собой обязанности: со стороны более могущественного
оказывать покровительство, а со стороны менее могущественного – оказывать
помощь. Сложная система взаимоподчиненности землей влекла возникновение системы
взаимоподчиненности людей, заменившей свойственную Античности общую
подчиненность индивида государству-суверену.
Теперь, когда мы это выяснили, бросается в глаза разница между феодализмом и
рыцарством. С одной стороны, понятие рыцарства не влечет ни передачи феода или
аллода, ни возникновения личной зависимости между принимаемым и «крестным».
Нельзя быть «чьим-то рыцарем», «рыцарем кого-то», однако необходимость
рекрутирования конной армии, особенно в условиях быстрого наступления арабов в
VIII веке, значительно способствовала созданию и развитию рыцарства.
Другое важное отличие заключается в отсутствии кровных уз между посвящаемым и
посвящающим и, вследствие этого, в отсутствии требований посвящающего к
посвящаемому в исполнении обязательств в отношении его рода.
Следовательно и в принципе – но только в принципе – не обязательно иметь
благородное происхождение, то есть быть уже избранным, принадлежать к
феодальной и земельной аристократии. Достаточно быть свободнорожденным или
вольноотпущенником, поскольку серв был прикреплен к земле, а мобильность –
важнейшая характеристика
|
|