|
одному воину, пронзил мишень невероятной толщины.
Там, где стрела вонзилась в землю, забил источник, на
месте которого впоследствии, как говорит нам Фа:Хиан,
был сооружен фонтан для путешественников». На пере-
днем плане барельефа изображены три воина, вооружен-
ные парфянскими луками и короткими прямыми мечами
римского типа, которые носили в ножнах через правое
плечо. Они также перепоясаны крест:накрест ремнями,
к которым крепился колчан. Их сопровождают барабан-
щики и флейтисты.
На колонне ступы Амравати, которая на триста лет
младше барельефа Санчи, изображена следующая сцена:
на троне восседает правитель, которому гонец доставил
донесение или просьбу о помощи. Впереди находятся во-
ины, защищающие крепостные стены; они вооружены
прямыми или имеющими форму косы мечами, длинными
копьями, а также большими луками. На переднем плане
расположена пехота, которую прикрывают с тыла всадни-
ки и слоны. Здесь, в отличие от барельефа Санчи, отсут-
ствует изображение колесниц, и, вероятно, это связано с
некоторыми местными особенностями.
Не меньший интерес представляют пещерные изобра-
жения в Ориссе, которые датируются периодом от 200 года
до н. э. до 474 года н. э. На одном из самых поздних изоб-
ражений представлена сцена битвы, в которой противники ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И
ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
26
используют мечи, прямоугольные щиты и луки, достига-
ющие в высоту до двух третей человеческого роста. Мечи
у воинов почти прямые, средних размеров.
Среди росписей пещеры № 16 в Aджанте (копии ко-
торых можно увидеть в Музее Южного Кенсингтона и в
Музее Индии), датирующихся приблизительно 400 годом
н. э., воины вооружены короткими мечами типа «кукри»
и щитами, украшенными орнаментом.
На изображениях в храме Бхуванесвар (около 650 года
н. э.) представлены меченосцы, лучники, пехота, конни-
ца и слоны.
Среди джайнских скульптур (приблизительно 1100 год
н. э.) из Сайтрона (Раджпутана), копии которых находят-
ся Музее Южного Кенсингтона, есть изображения вои-
нов с мечами, как с короткими и прямыми, так и с изо-
гнутыми, а также с короткими прямыми кинжалами; все
это оружие снабжено эфесами с квадратными навершия-
ми, но без гарды.
В храме Солнца в Kaнараке, возведенном около
1237 го да н. э., множество скульптурных изображений.
Южный фасад охраняют две фигуры лошадей колоссаль-
ных размеров. Одна из них покрыта тяжелой кольчугой
и украшена ожерельями с кисточками, на ее ногах брас-
леты с драгоценными камнями; шлея, которой крепится
седло, также украшена кисточками; слева свисают ножны
короткого римского меча, а справа — колчан, наполнен-
ный оперенными стрелами. Боевая лошадь попирает но-
гами двух ракшасов, которые вооружены короткими кри-
выми мечами, похожими на мечи гуркхов «кукри». На
скульптуре видны только часть топора, часть кривого
меча и тяжелые браслеты на предплечьях, но не заметно
никаких доспехов. Ракшасы держат круглые щиты из ме-
таллических полос, с богатой резьбой и умбоном, укра-
шенным кисточками или пучками волос. На щитах, по-
хоже, изображены некие геральдические символы, один
из них в виде двух ящериц, сидящих на верхнем краю
умбона.ОЧЕРК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИНДИИ
27
В Maндоре, древней столице Марвара, есть скульп-
турная группа, вырубленная в скале приблизительно в
XV веке, на которой изображены девять вождей, прислу-
живающих Раване, прибывшему с острова Цейлон, чтобы
жениться на дочери царя Maндора. Вожди вооружены ко-
пьями, мечами, луками и стрелами в колчанах, у всех за
поясом кинжалы, и каждого сопровождает «панду», или
слуга.
Эти скульптуры относятся уже к тому времени, кото-
рое можно назвать ранним мусульманским периодом ин-
дийской истории. Он продолжался от первых вторжений
арабов в VIII столетии и вплоть до окончательного ут-
верждения династии Великих Моголов при Бaбуре.
Впервые мусульмане вторглись в Индию в 711 году при
халифе Валиде. Его юный полководец Мухаммад Казим с
|
|