|
Подобный нож или меч используется моплахами (ара-
бами по происхождению), расселившимися по Малабар-
скому побережью. Мечи ашанти, хотя и большие по раз-
мерам, имеют такую же форму.
Первый саморин, или правитель, Малабарского побе-
режья был обращен в мусульманскую веру в IX веке, и с
тех пор все его преемники использовали этот титул и по-
ощряли распространение мусульманства, а также рассе-
ление арабов в своих владениях.
Наиры, или индийцы Малабарского побережья, боль-
ше не представляют собой серьезную военную силу, од-
нако раджа Траванкора содержит армию наиров в коли-
честве 1400 человек, которыми командуют европейские
офицеры. Наир прежних дней так описывается Дунка-
ном: «Он отправляется в путь с обнаженным мечом, опи-
раясь на него как на трость; другие носят меч за спиной,
1
Bowring. Eastern Experiences, p. 255. (Боуринг Дж. Восточные экс-
перименты. С. 255).
2
Experiences of a planter in the Jungles of Mysore.
3
Lassen. Indische Alterthumskunde. W. 1. P. 225.ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И
ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
134
при этом рукоять закрепляется на поясе, а сверкающий
клинок возвышается за плечами»1
.
Одно из самых ранних известий о наирах оставил нам
Барбоза, который сообщает следующее: «Наиры Малаба-
ра происходят от благородных предков и вооружаются,
как рыцари, за счет правителя или господина, у которого
живут; и, пока они не экипированы таким образом, они
не могут служить в армии или называть себя наирами.
Обычно в семь лет их отправляют в школу, где опытные
воины, паникары, обучают их боевым приемам и обра-
щению с оружием. Они постигают искусство владения
луком, дубинами, копьями, мечами и щитами. Правители
и некоторые феодалы принимают их на службу в качест-
ве телохранителей, и в случае гибели хозяина наир обязан
умереть вместе с ним. Так, например, если господин по-
гибает в сражении, то эти воины бросаются в самую гущу
боя, место погибшего тут же занимает другой, и, таким
образом, десять или двенадцать наиров отдают свою
жизнь за жизнь господина».
Гаспар Корреа, который прибыл в Индию в 1514 году,
так описывает наира, встретившегося ему в Калькутте:
«Слуга царя, человек благородного происхождения, ко-
торого называют наиром, поднялся на борт нашего суд-
на... он имел при себе очень тонкий круглый деревянный
щит с петлями, ярко:красный и очень блестящий, и об-
наженный меч с железной рукоятью; меч был короткий,
всего 27 дюймов в длину (фламандский эл)2
, и расширя-
ющийся к концу».
Когда Васко да Гама нанес визит саморину Калькутты,
«там было множество мавров с мечами и щитами, кото-
рые встречаются у наиров. <...> Рядом с правителем сто-
ял мальчик, его паж... он держал красный щит, оправлен-
ный золотом и драгоценностями, с умбоном и золотыми
1
Азиатские исследования. Т. II. С. 470.
2
Фламандский эл равен 27 дюймам — устаревшая мера длины, ва-
рьировалась в разных странах. (Примеч. ред.)КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
135
кольцами для рук; рукоять его короткого меча длиной в
один эл была украшена золотом, драгоценными камнями
и жемчугом».
Это описание в точности соответствует мечу из кол-
лекции Эгертона (рис. 18), который прежде находился в
собрании Meйрика. Его длина 27 дюймов, изогнутый
клинок имеет внутреннюю заточку, а к навершию кре-
пятся два стальных кольца, что, по словам ранних авто-
ров, характерно для таких мечей.
Tода — пастушеское племя скифского
происхождения, обитающее в Нилаги-
рисе. Они не носят оружия, за исключе ни-
ем заостренных дубинок, которые берут с
собой во время погребального пир ше-
|
|