|
приемы изготовления превосходных клинков, издревле
известные только азиатским мастерам, с некоторыми из-
менениями использовались для изготовления ружейных
стволов и используются до сих пор.
В Персии, Кабуле, Пенджабе и Синде преобладают те
же основные принципы изготовления мушкетов с фитиль-
ным замком, и они заслуживают высочайшей оценки.
В некоторых частях Индии ремесленники предпочита-
ют использовать для изготовления стволов железо старых
котлов для варки сахара. Поковки весом от пяти до восьми
сиров (10—16 фунтов) они продают по цене 4 пенса за
фунт. В Кашмире мастера используют железо баджаур.
Вначале раскаленную заготовку разрубают ручным зуби-
лом на узкие полосы (при этом теряется четверть первона-
чального веса). Эти полосы опять нагревают и проковы-
вают, используя в качестве наковальни блок известняка.
После удаления шлака каждая полоса пре вращается в лен-
ту длиной приблизительно 2 фута, шириной — 1,2 дюйма
и толщиной — 0,2 дюйма. На одну из этих полос по краям ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И
ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
104
и по центру накладывают приблизительно 20 других ко-
ротких лент и ударами молотов сваривают брикет в единую
массу. Полученную болванку нагревают, выравнивают не-
сколькими ударами по центру и по краям, покрывают пас-
той, состоящей из глины и воды, дают просохнуть, снова
нагревают и проковывают. Этот процесс повторяют не-
сколько раз, постепенно придавая заготовке форму квад-
рата со стороной 0,25 дюйма. Чередуя нагрев с ковкой,
квадратной заготовке придают винтообразную форму, из-
гибая ее справа налево.
Чтобы изготовить ствол иранского ружья, требуется от
шести до восьми таких прутьев. Когда используются во-
семь прутов, четыре из них закручиваются справа налево,
а четыре — слева направо. Каждый прут немного нагре-
вают и осторожно проковывают с противоположных гра-
ней, оставляя две стороны плоскими, а двум другим при-
давая округлую форму.
Бруски подгоняют по краям, собирая их в полый ци-
линдр, покрывают пастой из глины и воды, дают обсох-
нуть, снова нагревают и постепенно, от центра к концам,
подвергают кузнечной сварке. В заключение будущий
ствол нагревают до красного каления, ударами молота
выравнивают на каменной наковальне, закрепляют в го-
ризонтальном положении, рассверливают и полируют
канал ствола. Затем ствол обезжиривают, протирая его
древесной золой и чистой ветошью, и чернят (покрывая
на два часа пастой из сульфата железа).
На ружья «джаухар» узор также наносится с помощью
касиса (сульфата железа). Каждый оружейный мастер
имеет в полу своего дома яму глубиной приблизительно
в два ярда, дно которой покрыто слоем свежего конского
навоза толщиной в
1
/2
ярда. Покрытый касисом ствол
погружают в эту яму на сутки, затем вынимают, полиру-
ют древесной золой и ветошью, подвешивают на 24 часа
для просушки, а затем снова погружают в яму. Процесс
травления продолжается около месяца, до тех пор пока
всю поверхность ствола не покроет занджир — серебрис-КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
105
тый рельефный узор в виде звеньев цепочки между па-
раллельными черными линиями.
Индийские мастера вообще предпочитают работать с
дамасской сталью и серебром. Mаркрофт отмечает, что в
Кашмире для него лично изготовили меч, хотя там обыч-
но не делают клинки на заказ.
На острове Ломбок, к востоку от Явы, находится ин-
дийская колония, где изготовляют ружейные стволы поч-
ти в семь футов длиной, украшенные серебром, золотом
и латунью. Уоллис так описывает способ, с помощью ко-
торого они просверливают каналы стволов:
«Отверстия сверлят с помощью простого приспособ-
ления. Оно представляет собой обычную бамбуковую
корзину, через днище которой проходит вертикальный
шест длиной около трех футов, к которому крепятся
несколько поперечин. У основания шеста имеется от-
верстие, в которое вставляется стальное четырехгранное
сверло и крепится железным закаленным кольцом.
|
|