|
35ОЧЕРК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИНДИИ
43
дый из них имеет свой ранг, и, когда его величество от-
правляется в поездку, сыновья эмиров и других знатных
лиц несут все это снаряжение в своих руках и на плечах,
то есть каждые четверо из них несут 4 лука, 4 колчана,
4 меча и 4 щита. Помимо этого они берут с собой пики,
копья, «табар:загнол» (вид боевого топора), боевые па-
лицы, деревянные мечи («гупти»), луки, стреляющие ша-
риками, скамеечки для ног, все должным образом уло-
женное.
Во время приемов во дворце эмиры и другие при -
дворные стоят перед троном, готовые выполнить любой
приказ, а в поездке они следуют позади его величества,
за исключением тех немногих, которые находятся рядом
с ним.
Правителя окружают слоны, верблюды, колесницы,
наквары, флаги, каукабы и другие символы власти. Вои-
ны с булавами расчищают дорогу процессии».
Еще одно интересное сообщение о состоянии армии
Великих Моголов при Акбаре и его ближайших преем-
никах оставил нам дe Maнделсло (1638 г.): «Всадники не
пользуются огнестрельным оружием, но пехота относи-
тельно неплохо владеет мушкетами. Копьеносцы воору-
Илл. I. Индийское оружие и различное снаряжение времен Акбара:
1. Дхал — щит; 2. Сипар — щит; 3. Гардани (приспособление для за-
щиты лошади); 4. Гхугва (цельная кольчуга для головы и тела); 5. Уда-
на; 6. Пхари — щит из тростника; 7. Кантха собха — латный воротник;
8. Aнгиркха — длинная рубаха, надевавшаяся поверх доспехов; 9. Бхан-
джу — рубаха с латным воротником; 10. Зирих — кольчуга; 11. Каш-
ка — шлем для лошади; 12. Чехоута — копье; 13. Дротик; 14. Барч ха —
копье; 15. Taркаш — колчан; 16. Maкта — лук; 17. Kaман — лук;
18. Ятаган; 19. Бане — меч; 20. Бхелехта — меч; 21. Kaтар — кинжал;
22. Taрангала — топор; 23. Чаква — складной нож; 24. Кистень; 25. Гуп-
ти кард — длинный кинжал; 26. Джамдхар дуликанех — нож с раз двоен-
ным клинком; 27. Джамдхар — кинжал с широким клинком; 28. Kхап-
ва — кинжал; 29. Джамбия — кинжал; 30. Нарсинхамот — кинжал
(использовался Нарсинхой, одним из воплощений Вишну); 31. Банк —
кинжал; 32. Джамдхар селиканех — кинжал с клинком в ви де трезубца;
33. Загнол — топор с клювообразным лезвием; 34. Ta бар:загнол — то-
пор с двумя лезвиями; 35. Шашпар — шарообразная булаваЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И
ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
44
жены копьями длиной 10—12 футов, которые они мечут
во врагов. Некоторые воины носят длинные, до колен,
кольчуги, однако шлемов у них нет. Они не имеют по-
нятия о военной муштре и во время битвы в основном
полагаются на слонов, на спинах которых установлены
деревянные башни, где размещаются трое или четверо
воинов с аркебузами. Но хуже всего, что эти животные,
испуганные выстрелами, наносят собственным войскам
больший урон, чем противник. У них много пушек, при-
чем некоторые очень большого калибра. Они также из-
готовляют порох, но не настолько хороший, как наш».
У Акбара, как говорят, было 6000 боевых слонов.
Акбару наследовал в 1605 году его сын Джахангир, ко-
торый в своих воспоминаниях описывает доблесть отца на
поле битвы. Он упоминает уже известный нам факт, что
во время осады Читора Акбар лично выстрелом в голову
убил командира гарнизона, наблюдавшего из амбразуры за
действиями врагов. Джахангир сообщил, что его отец ис-
пользовал при этом «дараст:aндац» — «прямострел».
Сэр Томас Роу, посетивший с посольской миссией
Джахангира, сообщает об оружии, которое он видел на
артиллерийском складе, неподалеку от Брампора (Бур-
ханпура), расположенном в 223 милях к востоку от Сура-
та: «...стволы изготовлены из меди, но в основном они
слишком короткие и слишком широкие». Он счел, что
поставлявшиеся в армию мечи были неплохими, и рас-
сказал о подарке персидского посла — «богато украшен-
ном колчане и изящно отделанных стрелах», о мечах и
щитах великолепной отделки, которые преподносились в
дар. Ножны одного из мечей, подаренного правителем,
«были отде ланы золотом и усыпаны драгоценными кам-
нями, их оценили в 100 000 рупий, а сам клинок — в
40 000». Один из военачальников спросил о возможности
поставок английского сукна и мечей для их воинов, на
что посол сухо ответил: «Думаю, это было бы хорошим
занятием для некоторых бездельников, а также возмож-
ностью избавиться от ненужного хлама».ОЧЕРК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИНДИИ
|
|