|
отвечала урок, то также держала левую руку у лица, закрывая ею рот. Она
выходила на улицу тоже, закрыв рот рукой. В ресторане она тоже ела, закрывая
левой рукой рот. И когда она отвечала на уроке, и когда она шла по улице, и за
едой в ресторане она всегда держала левую руку так, что рта не было видно.
Однажды это меня заинтересовало. Я поставил себе целью познакомиться с ней.
После долгих уговоров она рассказала мне о страшном происшествии, которое ей
довелось пережить в возрасте десяти лет. Во время аварии ее выбросило из машины
через ветровое стекло. Это действительно страшно для десятилетнего ребенка. Ее
рот был разрезан осколками стекла, и на капоте машины растеклась лужа крови.
Количество крови, так напугавшее десятилетнюю девочку, могло на самом деле быть
совсем небольшим, но ей оно показалось огромным. Она росла с мыслью, что у нее
изувечен рот, и поэтому закрывала его рукой, чтобы никто не видел этот ужасный
шрам.
Мне удалось сделать так, что она прочла историю косметологии и оттуда узнала об
искусственных "мушках" - пятнышках в форме кружочков, полукругов, звездочек и
так далее. Она прочитала о том, как женщины наклеивали таких "мушек" на лицо,
чтобы подчеркнуть те части, которые считали привлекательными. Я попросил ее
нарисовать мне несколько "мушек". Затем я добился того, чтобы она, оставшись в
комнате одна, сделала копию своего шрама в натуральную величину - он оказался в
форме пятиконечной звезды размером как раз с "мушку". Но все же он продолжал
казаться ей больше, чем все ее лицо. Итак, я уговорил ее пойти на свидание с
одним из студентов. Она должна была нести две тяжелые сумки, чтобы руки были
заняты. Во время этого и последующих свиданий она обнаружила, что если она
позволяла молодому человеку поцеловать себя на прощание, то он неизменно
целовал ее в ту часть рта, на которой был шрам. Даже не смотря на то, что можно
было поцеловать в левую или правую часть рта, молодой человек всегда, неизменно
целовал ее туда, где был шрам. Она назначила свидание другому мужчине, но у нее
не хватало нервов довести дело до прощального поцелуя. Следующий мужчина
поцеловал ее в правую половину рта. То же самое сделали и все последующие -
третий, четвертый, пятый и шестой. Чего она не знала, так это того, что она
любопытна и когда ее разбирало любопытство, она всегда наклоняла голову немного
влево, так что мужчина мог поцеловать ее только в правую половину рта! Каждый
раз, когда я рассказываю эту историю, я смотрю вокруг. Вы все знаете о
подсознательной речи, но вы не знаете о подсознательном слышании. Когда я
рассказываю эту историю, каждая женщина собирает губы "трубочкой" - и я не знаю,
о чем она думает.
Понаблюдайте, когда соседка зайдет посмотреть на младенца. Следите за губами.
Вы точно заметите, когда она захочет поцеловать ребенка. Заметив особенность
девушки наклонять голову в определенную сторону, Эриксон предположил, что она
также наклонит голову и перед поцелуем. Он учит тому, насколько важно
использовать информацию, бессознательно раскрываемую пациентом. Эриксон помог
ей открыть для себя то, что он уже давно обнаружил, а именно, что она наклоняла
голову, когда возбуждалось ее любопытство. Чтобы помочь ей сделать это открытие,
он не дал ей возможности воспользоваться ее обычным защитным механизмом,
прикрыванием рта левой рукой. И когда несколько человек поцеловали ее в ту
половину рта, на которой был шрам, она смогла понять, что на самом деле он не
уродлив.
Эриксон использует трюк, хорошо известный фокусникам. Он направляет наше
внимание в одну сторону в то время как реальное событие происходит совсем в
другом месте. Например, он уводит нашу мысль в сторону, заставляя думать,
"почему она закрывает рот левой рукой"? На самом деле это не важно. Он
наблюдает то, как она наклоняет голову. И это действительно важно.
Профессор Родригес.
Я вхожу в состояние транса для того, чтобы стать более чувствительным к
интонациям и изменениям в речи пациентов. Для того, чтобы лучше слышать и лучше
видеть. Я вхожу в транс и забываю о присутствии окружающих. И люди видят меня в
трансе.
У меня был пациент, Родригес, профессор психиатрии из Перу. Он написал мне
письмо, в котором выражал желание пройти у меня психотерапию. Я знал его по
отзывам других. Я знал, что он образован гораздо лучше меня. Я знал, что у него
гораздо более острый ум, чем у меня. Я считал его гораздо умнее себя. И вдруг
он хочет приехать и стать моим пациентом.
Я удивлялся: "Как я буду работать с человеком, который сообразительнее,
образованнее и умнее меня?" Он был испанцем из Кастилии, очень заносчивым -
заносчивым и жестким человеком, с которым трудно иметь дело. Я назначил ему
встречу на два часа дня. Я записал его имя, адрес, адрес, по которому он
остановился, семейное положение, общие данные. Затем я поднял глаза, чтобы
спросить его: "Как вы представляете себе свою проблему?" Кресло напротив было
пусто.
Я посмотрел на часы, ожидая, что сейчас что-то около двух. Было четыре часа дня.
Я заметил, что передо мной лежит папка с исписанными листами бумаги. Тогда до
меня дошло, что, расспрашивая его, я впал в гипнотический транс.
Затем, однажды, после двенадцати или четырнадцати часов психотерапии Родригес
вскочил и сказал: "Доктор Эриксон, вы в трансе!" Я пробудился и сказала "Я знаю,
что вы сообразительнее меня, более умны и более образованны. И что вы очень
заносчивы. Я чувствовал, что не справлюсь с вами и думал, как бы мне это
сделать. И только в конце нашей первой беседы я узнал, что за дело взялось мое
бессознательное. Я знаю, что у меня в папке лежат листы бумаги с записями. Я их
еще не читал. И прочту их только после того, как вы уедете".
Родригес сердито посмотрел на меня и сказал, указывая на фотографию; "Это ваши
|
|