|
•
• Видите ли вы ее в фокусе или нет?
• Это объемный образ или плоская «почтовая открытка»?
• Видите ли вы клубнику в цвете или в черно-белом изобра
жении?
Без сомнений, вы уже почувствовали, какие сдвиги происходят, когда вы
меняете качество своей репрезентации. У большинства людей черно-белая картинка
с клубникой вызывает чувство, отличное от чувства, вызываемого цветной
картинкой. Расстояние также играет значимую роль: Если вы представляете себе
тарелку с ярко-красной, сочной клубникой на большом расстоянии от вас, это,
вероятно, вызывает у вас менее «реальное" или непреодолимое ощущение, чем когда
вы помещаете свою картинку на расстоянии сантиметра от вашего рта, не так ли?
Когда человек формирует последовательность сильно детализированных
репрезентаций чего-либо, это обычно затрагивает все большую и большую часть его
нервной системы. Поэтому, когда вы «включаете» все свои репрезентативные
системы, так что ясно видите и ощущаете тарелку с клубникой, не начинаете ли вы
чувствовать ее запах и даже вкус?
По-видимому, субмодальности обеспечивают субструктуру нашей субъективности —
место «строительных кирпичиков» человеческого опыта и то место, где мы кодируем
«различие, которое дает разницу» (Бейтсон). Но субмодальности делают это только
потому, что фактически действуют на метауровне (см. The Structure of Excellence,
Hall & Bodenhamer, 1999).
Рассмотрим стратегию мотивации. Как вы побуждаете себя прочитать книгу или
изучить работу, посвященную человеческой «личности»? Что вы рисуете перед своим
мысленным взором, что говорите себе, каким тоном, какие кинестетические
ощущения вы испытываете, сколько раз вам приходится повторять один или
несколько из этих шагов, что вы делаете во-первых, что — во-вто-рых, в-третьих
и т. д.? Когда мы упорядочиваем свои репрезентативные системы с адекватными
качествами субмодальностей, так что в результате получаем возможность совершать
нечто — вставать утром, создавать что-то, проявлять дружелюбие, приходить в
игривое настроение, осуществлять эффективную коммуникацию, заниматься бизнесом,
правильно питаться и т. д., — мы используем стратегию.
Какую стратегию вы применяете для научения, когда читае-те? Создаете ли вы
внутренние образы по мере чтения? Разговариваете ли вы сами с собой — повторяя
слова и фразы, задавая
22 Введение
вопросы и разглядывая иллюстрации? Чувствуете ли вы свою руку, когда делаете
пометки? В каком порядке вы выполняете эти операции в своем стремлении усвоить
как можно больше информации?
Кроме сенсорных и языковых модальностей идей, понимания, убеждений,
ценностей и решений, а также их качеств НЛП еще идентифицирует и различает
синтаксис. Под синтаксисом здесь понимается порядок и последовательность этих
качеств, то есть формула, с помощью которой мы объединяем их, чтобы испытать
переживание. В НЛП мы называем этот порядок, или структуру, компонентов
модальностей стратегией (Dilts et al., 1980).
Стоит нам применить стратегию с целью создания ментально-' телесного
состояния сознания — и наше научение, память, восприятие, коммуникация и
поведение {learning, memory, perception, communication, behavior — LMPCB) будут
функционировать в зависимости от данного состояния. Это означает, что, находясь
в определенном ментально-телесном состоянии (характеризуемом определенным
содержанием и структурой наших внутренних репрезентаций — IR, и особенностями
нашей физиологии), мы обыч-но мыслим, научаемся, припоминаем, воспринимаем,
разговариваем и ведем себя в соответствии с этим состоянием. Состояние, в
котором мы находимся, направляет и расцвечивает нашу обработку информации.
Если вы входите в качественное состояние научения, тогда ваши восприятие,
память, поведение и чувства будут гармонировать с ней-ро-лингвистическим
состоянием. Вы будете видеть мир через это научение. А если вы окажетесь в
состоянии с закрытым сознанием, тогда вы заметите, что мыслите, чувствуете,
воспринимаете и припоминаете закрытым и ригидным образом. И это сильно
затруднит процесс научения, понизит любознательность, открытость и т. д.
Что мы можем предпринять в этом случае? Мы можем прервать данное состояние и
вызывающие его факторы (наши внутренние репрезентативные системы и
субмодальности). Затем мы можем видоизменить сознание, перенаправив нашу
ментально-телесную систему на те внутренние репрезентации, которые обогащают
наше состояние и, следовательно, жизнь. Для этого мы используем смену
модальности и субмодальности, переключая наш головной мозг на желаемые
результаты, давая ему специфические VAK-ключи более привлекательных «мыслей»,
например «я», для которого обучение не будет проблемой; мы реструктурируем
смысл (значение) события; изменяя триггеры (якоря), которые «запуе-
23
кают» работу головного мозга в определенном режиме, заякори-вают нас на новые
режимы и т. д. (Сверьтесь со словарем терминов, если некоторые из этих понятий
кажутся вам незнакомыми.)
НЛП специализируется на том, как «управлять собственным мозгом», с тем чтобы
мы могли осуществлять руководство когнитивно-поведенческими механизмами,
которые контролируют субъективность. Какие же механизмы контролируют
субъективность? Это внутренние репрезентации модальностей и субмодальностей,
которые кодируют идеи, понимание, убеждения, ценности, решения и физиологию
|
|