|
д) винигред;
е) винегред.
9. V Студент переводит взгляд на позицию визуального вспоминания и выбирает из
списка правильное написание слова.
10. К' Студент записывает правильное слово.
11. V Студент рассматривает предложение, содержащее изучаемое слово. Например:
«Как вы напишете слово винегрет?».
12.Студент переводит взгляд на позицию визуального вспоминания и вспоминает
слово, закодированное в цвете.
13. К' Студент исправляет слово, если видит, что оно написано неправильно, или
ставит букву «В» рядом с предложением, если слово написано верно.
При использовании описанной стратегии способность вспоминать слова улучшается
сильнее, чем при простом чтении изучаемых слов. Постепенно у студентов
улучшится способность более точного припоминания информации в условиях
экзаменационного стресса.
6. Мы уважаем модели мира других людей
Если «"карта" – не "территория"» и если действия каждого человека основаны на
его «карте», то каждый человек обрабатывает информацию собственным уникальным
образом. Один будет кодировать опыт ассоциировано (в своем теле), другой -
диссоциированно (вне тела, наблюдая за собой). Один будет создавать свою
«карту» в основном из зрительных образов, другой - из звуков. Осознав различие
карты и территории, мы также осознаем, что люди создают карту реальности
различными способами. Это позволяет нам относиться с уважением к их праву и
ответственности за свои поступки. Уважая модели мира других людей, мы уважаем
их как личностей, и поэтому они смогут доверять нам, когда мы предлагаем им
свою помощь.
Для любого профессионального коммуникатора в этом месте возникает
«профессиональный риск». Если мы не уважаем «карту» другого человека, то даже с
учетом всех ошибок и искажений, которые она содержит, мы создаем ненужный
конфликт и рискуем быть не услышанными вообще! Если мы неуважительно относимся
к другому человеку и его модели мира, мы не будем тратить достаточно времени на
выслушивание, поддержку и обоснование. Мы сразу же начнем раздражать его своими
«проповедями», указывать на ошибки в его «картах» и вызывать у него сильную
защитную реакцию.
Когда я (Б. Б.) начал пасторскую службу, то в течение первых двадцати лет
постоянно обнаруживал, что не могу помочь некоторым людям. Я по-настоящему
стремился помочь им, но после первой встречи они не хотели меня больше видеть!
Что вызвало такую реакцию? Я не уважал их модели мира - или, по крайней мере,
они чувствовали, что это так. Почему? Потому что я незамедлительно начинал
читать им наставления. Они делились со мной проблемой, включающей некоторое
греховное поведение, и я не-медленно обращался к Библии, чтобы указать им на
ошибки в их действиях! Советуя, я придерживался наиболее конфронтационного
подхода.
С того времени мой стиль полностью изменился. Сегодня я начинаю с того, что с
сочувствием выслушиваю все потребности и проблемы клиентов. Я не обязательно
соглашаюсь со всем, что слышу, но я начинаю общение с позиции уважения к
человеку и его «карте». Только после того как я обнаруживаю за их поведением
позитивные намерения, я обращаюсь к Библии. Невероятно, но исходные намерения,
лежащие в основе поведения, почти не противоречат (если вообще противоречат)
священному писанию. Принимая модели мира моих клиентов, я устанавливаю раппорт
и получаю разрешение на оказание помощи.
Пресуппозиции, касающиеся поведения/реакций человека
7. Личность и поведение – это различные явления
Мы представляем собой нечто «большее», чем наше поведение.
Если «значение коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает»,
то к наиболее важной информации, на которую нам следует обращать внимание,
относится и поведение людей. Это подразумевает, что поведение людей не
определяет самих людей. Оно может отображать людей: их ценности, манеры и т. д.
Но поведение не определяет их.
Осознав, что определенное поведение человека отличается от самой личности, мы
можем ожидать и надеяться, что в другой ситуации или в другое время поведение
этого человека может быть иным. Это делает поведение зависящим от контекста.
Предложите другой контекст, и человек может повести себя абсолютно по-другому.
Мы совершаем большую ошибку, когда отождествляем ценности или личность человека
с его конкретным поведением. Словосочетание «человеческое поведение» указывает
на то, что человек находится на более высоком уровне, чем поведение. Обратное
неверно: выражение «поведенческий человек» не имеет смысла, потому что люди
представляют собой нечто гораздо большее, чем какое-либо специфическое
поведение в каком-либо специфическом контексте. Хотя, если вы отождествляете
человека и его поведение, вы, по существу, используете вторую формулу!
8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте.
Все виды поведения – это результат позитивных намерений.
Это утверждение не означает, что любой вид поведения «правилен». Конечно, нет.
Здесь говорится, что в том контексте, в котором человек осуществляет конкретное
поведение, это поведение удовлетворяет каким-то потребностям человека. Более
того, это поведение имеет ценность и в других контекстах (временных,
пространственных, личностных).
Модель НЛП начинается с пресуппозиции, что все формы поведения опираются на
позитивные намерения. Таким образом, каждый вид поведения полезен и ценен в
|
|