|
количеством деталей, что всегда имеется у образа эйдетического. Это важное
различие.
Когда у Барбары возникает образ, он появляется как бы вне контекста, что
характерно для сконструированных образов. Кстати, Барбара, наверное, спорит с
людьми о прошлом - особенно с теми, кто вспоминает эйдетически.
Салли: Я не заметила, чтобы Фрэн смотрел вверх или вниз - она смотрела
прямо на меня перед, тем как я задал ей вопрос и после того?
Были ли в ее взгляде какие-нибудь изменения?
Салли: Да, после вопроса ее взгляд стал более задумчивым.
"Задумчивым". То, что для вас и для меня выглядит более "задумчивым",
может отражать совершенно другой вид внутреннего опыта, "задумчивый" - это
сложное определение опыта, суждение о нем. Это не сам ваш сенсорный опыт. Я
уверен, что слово "задумчивый" имеет для вас определенный смысл и вы легко
можете связать его с определенными переживаниями. Опишите, пожалуйста, то, что
видели, чтобы могли согласиться или не согласиться с этим.
Как мы и сказали ранее, ответы на заданные вопросы предшествуют
вербализации. Если вы имеете возможность непосредственно наблюдать за вашим
собеседником, вы всегда получите ответ еще до того, как он будет вербализован.
Я попросил Салли описать свой опыт, и она уже дала на мою фразу невербальную
реакцию. В своих движениях она отразила то, что делал Фрэн.
Салли, вы ощутили, что сейчас сделали?
Салли: Я вроде бы чуть прикрыла глаза.
Да ваши ресницы дрогнули. Что вы еще можете извлечь из того, что только,
что сделали, или из ваших воспоминаний о том, что сделал Фрэн? Знакомо ли вам
такое ощущение в беседе, когда глаза собеседника продолжают быть устремленными
прямо в вас, но вдруг у вас появляется чувство, что вы находитесь в
одиночестве? Только наедине с собой? Именно это здесь произошло. В обоих
случаях зрачки расширились, а мышцы лица расслабились.
Если вы беспокоитесь о том, что не сможете увидеть расширение зрачков, то я
считаю, что это утверждение не касается самого явления расширения зрачков, а
касается ваших перцептивных программ. Я сейчас не имею ввиду остроту вашего
зрения. Ваши перцептивные возможности - это нечто приобретенное, выученное - и,
следовательно, может быть выучено еще лучше. Большинство людей действуют
именно таким образом, как будто бы их чувства являются пассивными приемниками
огромного потока информации, поступающего из внешнего мира. Этот поток,
действительно есть, и он настолько огромен, что мы можем отобрать только
незначительную часть его. Активно выбирать полезную информацию мы выучиваемся в
течении жизни.
А сейчас мы вас попросим несколько минут посвятить тому, чтобы изменить
свои перцептивные программы, определив, 1)существуют ли те стереотипы, о
которых мы говорим и 2) можно ли их полезным образом использовать. Продвигаться
мы будем постепенно. Полагаясь на контакт который нам с вами удалось установить,
каким бы он не был, мы попросим вас проделать несколько упражнений. С их
помощью используя свой сенсорный аппарат вы можете установить для себя,
существует ли на самом деле то, о чем мы здесь говорим. Потом мы, поговорим о
том, как это можно использовать. Ключевым вопросом является то, что насколько
ценными могут быть подобные знания.
Разрешите мне заверить вас всех, что если у вас имеются навыки
определенной коммуникации, которыми вы пользуетесь в терапии, педагогики или
управлении, то после окончания нашего семинара они, эти навыки останутся при
вас. Мы не хотим вас призывать делать выбор, а хотим только чтобы мы
рассмотрели новый подход. Я предполагаю, что многие здесь присутствующие
являются эффективными и компетентными терапевтами. Вы достигаете определенных
результатов и радуетесь им, считаете терапию вашим призванием, вы любите вашу
работу, по крайней мере иногда.
Но даже в те моменты, когда вы делаете свою работу очень и очень хорошо,
вы иногда скучаете. У каждого существует тенденция повторять ту
последовательность действий, которая когда-то принесла вам успех, в надежде
добиться хороших результатов. Я думаю, что успех это одно из самых опасных
переживаний для человека, в особенности если вы его достигаете в начале вашей
карьеры. От этого ваша действительность становиться воспроизводящей,
стереотипной, рассчитанную на истертую 5-ти долларовую бумажку в лабиринте.
Например, вы предложили пациенту производить монолог перед пустым креслом,
представляя, что в кресле сидит его мать - и увидели, как он от этого
драматически переменился к лучшему. И вы могли решить, что каждый терапевт в
стране должен пользоваться этим приемом, а в то время это был один из мириад
возможных подходов, способных произвести такие же изменения с пациентом.
Сомневающихся и скептиков мы попросим сделать следующее: принять нашу ложь
за истину на некоторое время, а именно на время, которое понадобиться для
выполнения упражнения. Таким образом, вы сможете использовать свой сенсорный
опыт (а не наши сумасшедшие вербализации), чтобы решить действительно ли то,
что мы описываем, присутствует в поведении вашего собеседника.
А сейчас мы хотим сделать утверждение, что вы всю свою жизнь не замечали
того, что является совершенно очевидным. Вы не замечали, что человек, говоря:
"Ну, для меня это выглядит так. . . ", смотрит влево вверх произнося: "И тут я
сказал себе. . . " - смотрит налево вниз, и говорит "Я тогда почувствовал" -
смотрит прямо вниз. Люди делают это постоянно, а вы, оставаясь жертвами
культурных стереотипов не замечали этого и не могли эффективно реагировать на
эту информацию.
У П Р А Ж Н Е Н И Я
|
|