|
или нет.
Если вы будете продолжать задавать вопросы, человек обычно осознает
процесс и объясняет вам, что происходит, хотя делает это с пренебрежением к
вам, поскольку каждый убежден, что у всех процессы протекают точно также, как
и у него. Один известный терапевт очень серьезно сказал нам однажды: "Каждый
взрослый, интеллигентный человек всегда мыслит образами" Но это утверждение
касается только ЕГО.
Это его способ организации большей части своей сознательной активности. И
более чем к половине населения этой страны его утверждение не имеет никакого
отношения.
Очень часто на подобных семинарах люди задают вопросы такого типа: "Что вы
делаете с теми, кто находится в депрессии?" (указывает на себя). Слова "с теми"
неспецифированны, они не имеют референта в опыте, но невербальная
коммуникация в этом случае весьма специфична, и люди делают то же самое с
другими вербальными процессами. Если вы научитесь идентифицировать
невербальные признаки, вам станет совершенно ясно, как работает процесс.
Человек обычно приходит и говорит: "Ну, у меня есть проблема", а его
невербальное поведение уже демонстрирует вам, как он ее продуцирует.
Итак, вопросы типа "Как именно?" или "Как вы узнаете?" обычно дают вам
полную невербальную спецификацию процесса, через который проходит человек. В
"структуре магического" содержится полная спецификация того, как задавать
соответствующие вопросы, используя метамодель.
Один наш студент научил мета-модели сестринский персонал одной больницы так,
если пациент говорил: "Я уверен, что мне станет хуже", или "Я больше не смогу
подняться", сестра спрашивала его: "Как вы об этом узнаете?" и продолжая затем
задавая вопросы по мета-модели помогая пациенту осознать ограниченность своей
модели мира.
Результат состоял в том, что средний срок пребывания больных в этой
больнице снизился с четырнадцати до двенадцати дней.
Вся идея мета-модели дает вам возможности систематического контроля над
языком. Когда мы начали обучать мета-модели наших студентов, результат был
следующий: сначала они ходили и мета-моделировали друг друга, примерно в
течении недели. Затем они начали слышать, что говорят они сами. Иногда они
останавливались на середине фразы, поскольку начинали слышать себя. Это - еще
одно свойство мета-модели: она учит слушать не только других людей, но и себя.
Затем произошло следующее: они обратились внутрь себя и начали моделировать
свои внутренние диалоги. Это превратило их внутреннюю речь из
терроризирующего факта в нечто полезное.
Мета-модель - вещь действительно упрощенная, но именно она служит
основанием всего, что мы делаем. Без нее, и без систематического контроля над
ней вы будете работать неряшливо. Различие между теми людьми, которые делают
свою работу хорошо, и всеми остальными заключается в наличии контроля за
мета-моделью. Она буквально составляет основание всего того, что мы делаем, вы
можете быть блестящим остроумным и прекрасно использовать сложнейшие метафоры,
но если вы не умеете хорошо собирать информацию, как внешнюю, так и внутреннюю
вы не будете знать, что делать. Вопросы мета-модели дают вам нужную информацию
немедленно. Она может превратить ваши внутренние диалоги в нечто полезное.
Когда вы говорите с людьми, то они полагают, что все ими воспринятое
внутреннее и есть то, что вы сказали. Внутри происходит так много всего, что им
некогда осознавать внешнюю форму вашей коммуникации. Вы можете произносить
предложения, которые вовсе не имеют смысла, и люди будут отвечать так, как
будто то, что вы сказали, имеет смысл. Мне удивительно то, что кто-то заметил,
что шизофреники говорят "словесной окрошкой". Я посетил много мест, говоря там
словесной окрошкой, а люди отвечали мне так, как будто я говорил на
совершеннейшем английском.
Мужчина: Есть ли различия в зависимости от интеллектуального уровня
клиентов, так сказать, умственно отсталый гений? Нет. . . О таких различиях мне
ничего не известно. Это даже забавно но подсознание функционирует у всех
одинаково, вне зависимости от образования и интеллектуального уровня. 10 -
это тоже функция тех самых структур, о которых мы все время говорим.
Женщина: Когда вы предлагаете человеку пережить те ощущения, которые его
беспокоят и наблюдаете за ним, осознаете ли вы, через какой процесс они
проходят? Да, в специфическом смысле слова "осознание". Сегодня здесь на
семинаре я не сделал ничего такого, что я осознавал бы в нормальном,
рефлексивном смысле слова "осознание", в смысле отдавания себе отчета в том,
что же я сейчас делаю. Я осознаю, что я делаю или говорю только в тот момент,
когда я слышу себя или уже делаю что-то. Это важно. Я действительно убежден в
том, что коммуникация лицом к лицу с другим человеком, не говоря уже о группе
людей, слишком сложна для того, чтобы производить ее осознанно. Вы не можете
делать это осознанно. А если вы все-таки делаете, то нарушаете естественный
поток коммуникации.
Есть ли среди вас музыканты? ОК. Кто из вас делает это сознательно? . . .
Конечно, никто. Вы осознаете результат, слышите звуки, которые производите, но
не процесс создания этих звуков. Что же произойдет, если вы в середине пьесы
вдруг осознаете, что вы делаете? Бум? Вы завалите выступление. Но чтобы
НАУЧИТЬСЯ играть ту же самую пьесу, на некоторых этапах вы должны
воспользоваться своим сознанием.
Общаясь здесь с вами, я осознаю происходящее в том смысле, что реагирую
непосредственно. Но рефлексивно я не осознаю, что я делаю.
Если бы я осознавал это, я бы делал другую работу.
|
|