|
4. Попробуйте прочитать зрительно представленное вами слово «задом наперед»
(что фонетически сделать практически невозможно).
Вот еще несколько коротких советов.
Разбейте длинные слова на несколько коротких так, чтобы можно было запоминать
два–три коротких слова вместо одного длинного. Таким образом можно справиться
даже с самыми сложными словами. При этом старайтесь увидеть все слово целиком.
Вы можете не только представлять себе процесс написания слова, но и
просматривать в воображении некий фильм. И как бы со стороны наблюдать за тем,
как вы в нем пишите слово — фломастером на листе бумаги или мелом на доске.
Попробуйте услышать скрип фломастера по бумаге или мела по доске. Этот прием
позволяет сделать представления более реальными и способствует лучшему
запоминанию. Используйте при создании зрительных образов свой любимый цвет.
Выберите ту обстановку, которая наиболее приятна: может быть, вы будете в
воображении писать на стене у себя на кухне или на мокром песке где–нибудь на
пляже. Но постарайтесь избежать при визуализации негативных школьных
воспоминаний.
Пойдите дальше и поработайте с субмодальностями представлений, касающихся
навыков, которыми вы хорошо владеете (например, представьте, что вы играете в
свою любимую игру или готовите свое «фирменное» блюдо). В этом случае
обратитесь к списку субмодальностей на стр. 34 и определите, какие из них
способствуют лучшему запоминанию, а затем примените это знание на практике. Но
даже если вы не задействуете субмодальности, использование базовой стратегии
визуализации наверняка сразу же дает хорошие результаты.
Практика моделирования
Почему бы теперь вам самим не попробовать свои силы? Например, вы можете
попытаться научиться быстро считать в уме. Понаблюдайте за каким–нибудь
человеком, которому хорошо это удается, и попробуйте понять, как он это делает.
Видит ли он при этом числа? На что они похожи? Какого они цвета, и что может
означать этот цвет? Действительно ли он ощущает каждое число как–то по–особому?
Слышит ли он при этом какие–нибудь звуки? И так далее. Вновь рекомендую вам
обратиться к списку субмодальностей, приведенному в главе 5, если в этом
возникнет необходимость. Имейте в виду, что, как и в рассмотренном нами выше
случае с правописанием, при приобретении навыков быстрого счета в уме могут
быть выработаны разные стратегии, хотя их некоторые основные черты, скорее
всего, будут повторяться. Попробуйте применить на практике все эти стратегии.
Даже если какие–то из них вам не подойдут, вы приобретете ценный опыт. Возможно,
вам потребуется всего лишь незначительно изменить характер своих действий,
например, перенести центр тяжести на другую модальность или немного
«подправить» субмодальности. А может быть, вам придется полностью отказаться от
привычного образа действий, если вы решите следовать гораздо более эффективной
стратегии. Но в любом случае вам потребуется некоторая практика, для того чтобы
вы привыкли к новой стратегии и достигли уровня бессознательной компетенции.
Творчество
Вопросам, касающимся выработки стратегий творческой работы, в НЛП всегда
уделялось большое внимание. Роберт Дильц, ведущий теоретик и практик НЛП,
разработал модель стратегии деятельности Уолта Диснея, человека, который обрел
всемирную известность благодаря своим фильмам. Давайте рассмотрим эту модель.
Основной акцент в ней делается на следующем обстоятельстве — в зависимости от
момента и от ситуации человек склонен либо творчески, либо реалистично,
критически подходить к делу. Признание наличия многих составных частей в каждой
человеческой личности чрезвычайно важно для НЛП. Доказано, что если эти части
работают несогласованно, увеличивается частота возникновения конфликтов и
уменьшается эффективность деятельности человека в целом. Хорошо же
согласованная работа этих частей способствует достижению совершенства.
Упражнение
Стратегия Диснея
Стратегия Диснея основана на том, чтобы дать возможность каждому из трех
«персонажей» (мечтателю, реалисту и критику), существующих в вашем сознании,
внести свой вклад в общее дело.
1. Подумайте, в чем бы вы хотели добиться успеха. Чтобы убедиться в
эффективности предлагаемой стратегии, вы должны применить ее при решении
какой–либо сложной личной или профессиональной проблемы или при выполнении
какого–либо трудного, даже рискованного задания. Приготовьтесь представить себя
поочередно каждым из трех воображаемых персонажей: мечтателем, реалистом и
критиком.
2. Прежде всего вспомните о том времени, когда вы были полны творческой энергии
и новых идей. Этот период может быть связан с вашей бывшей работой или с
каким–нибудь серьезным увлечением. Посмотрите на окружающий мир глазами
мечтателя и попробуйте воспроизвести свои переживания со всей возможной
достоверностью. Как и при использовании ранее описанных техник, пропустите
воспоминания через все модальности, а затем соберите полученные зрительные,
слуховые и тактильные образы вместе таким образом, чтобы у вас возникло полное
ощущение присутствия в ситуации, которую вы представили. Это ощущение послужит
своего рода якорем для будущего опыта. Если вы не можете представить в
какой–либо ситуации самого себя полным творческой энергии, вообразите на своем
месте какого–нибудь известного вам творческого человека и попытайтесь ощутить
то же самое, что должен чувствовать в это время он. После этого займите свою
прежнюю позицию.
3. Затем мысленно перенеситесь в то время (в ту ситуацию), когда вы были
|
|