|
ите,
что они в самом деле куда правдивей и выразительней всего, что бы ни говорил
собеседник.
Как и многие другие характеристики, о которых мы уже говорили, движения
глаз указывают на предпочитаемую человеком систему представления. Это поможет
вам подстраиваться к собеседнику и устанавливать раппорт (например, путем
использования подходящих сенсорных предикатов). В некоторых случаях глазные
движения могут сообщить весьма многое о сознании человека, особенно о том, как
он мыслит.
Смысл глазных движений
Если вы попросите кого-нибудь вообразить, что он прикасается к бархату,
его взгляд, скорее всего, устремится вправо вниз: это направление соответствует
доступу к кинестетическим переживаниям. Если же ведущая модальность этого
человека визуальная, то он, возможно, сначала бросит быстрый взгляд вверх — так
мы обычно обращаемся к зрительным воспоминаниям. Эти правила описывают схему
визуальных (взгляд вверх) и аудиальных (взгляд в стороны) представлений. В свою
очередь, человек посмотрит влево, если он вспоминает зрительный образ, и вправо,
если его конструирует. В отличие от воспоминаний о реальных переживаниях,
образы или звуки при их конструировании синтезируются (создаются). Это
происходит, например, когда вы пытаетесь представить себе знакомую комнату с
другой мебелью.
Показатели кинестетического и аудиально-дискретного восприятия несколько
отступают от этой схемы. Выше мы упоминали, что при обращении к кинестетическим
воспоминаниям взгляд переводится вправо вниз, а аудиально-дискретная память
заставит глаза обратиться вниз влево. Конечно, глядя на собеседника, вы должны
поменять эти направления местами (см. рис. 6.1). На практике малозаметные и
почти неосознаваемые движения глаз имеют значение только для наблюдателя.
«Сигналы глаз» остаются одинаковыми для подавляющего большинства правшей
и большей части левшей. В очень редких исключениях правая и левая стор
|
|