|
наблюдалось проконсулом Силеном и его свитой (П линий Старший. Естественная
история. KH.II, гл.35).
91 год. до н. э. Около Сполетиума с неба скатился огненный шар золотого цвета,
все время увеличивающийся в размерах. Затем он, набирая высоту, двинулся к
востоку. По величине шар был больше Солнца (Юлий Обсэквенс.Гл.145).
Мы не можем не вспомнить и знаменитого Цицерона. В своем трактате "О
предсказаниях" (кн. 1, гл. 53) он пишет:
Сколь часто наш сенат консультировался с книгами Сивиллы! Например, коща были в
небе замечены языки огня, или в том случае, коща ночью появилось Солнце, коща с
неба слышался шум и коща сами небеса казались разверзшимися и странные шары
появлялись из них (курсив мой.-ДД.).
Дело в том, что древние римляне считали НЛО "знамениями" и искали в книгах
Сивиллы ответы для предсказания будущего. А в будущем - я имею в виду все
Средневековье - странные шары и летающие диски не перестанут появляться.
Летописцы оставили нам много сведений об удивительных небесных явлениях,
объясненных в соответствии с тогдашними представлениями и верованиями, не
изменив уже известные нам характеристики.
Здесь нельзя пройти мимо статьи Божидара Димитрова "НЛО в небе Волжской
Болгарии", опубликованной в газете "Орбита".
Автор ставит нас в известность, что болгары, оставшиеся на Волге после
расселения сыновей Кубрата, имели свое государство, которое поддерживало связи
с Болгарией на Балканах до XIX века. Он имеет текст арабского летописца
ИбнФадлана, который в 922 году посетил с посольством багдадского халифа
властелина Волжской Болгарии хана Блатавара. В первую ночь, проведенную во
дворце хана, Ибн-Фадлан стал свидетелем странного небесного явления. Вот часть
его описания:
...Незадолго до захода солнца горизонт стал очень красным и с высоты послышался
глухой рокот. Я поднял глаза к небу и увидел огненно-красное облако, которое
плыло надо мной... В это время появилось другое облако, подобное первому... При
виде этого мы так испугались, что упали на колени, ища покровительства
Всемогущего оога. Местные жители очень удивились нашему поведению и начали
громко смеяться. Между тем мы наблюдали, как одно облако опустилось на другое и
соединилось с ним, но вскоре оно опять отделилось, и все это длилось до
наступления ночи, коща они наконец исчезли.
Я опускаю моменты, когда летописец "как будто видит" в облаках постоянное
движение фигур, "подобных людям и животным". Это можно приписать его восточному
воображению. И хотя явления, о которых идет речь, в основном бесшумные, данные
о глухом рокоте или жужжании встречаются и в некоторых современных описаниях.
Интереснее другое: Ибн-Фадлан, подобно Ценко Михайлову из Нижнего Дубняка, стал
свидетелем соединения и разделения летящих объектов. Что касается определения
"облако", то не надо удивляться: в брошюре Гиндилиса, Менькова и Петровской
сказано, что наблюдались объекты, "походившие на облака с размытыми контурами".
Отмечено также, что волжские болгары были хорошо знакомы с таким явлением и оно
не произвело на них впечатления. Хан даже объяснил его типичными для того
времени демонологическими представлениями.
О том, что подобные явления в тех местах были нередки, мы можем судить по
публикации Вадима Вилинбахова "Знамения на Древней Руси". Автор подчеркивает:
Заслуживает внимания то, что основные факты в сведениях русских летописцев
абсолютно аналогичны данным в сообщениях средневековых источников из других
стран.
Зафиксировано достаточно много "знамений". Мы обнаружили всего 54 случая
небесных явлений в X-XII веках, которые не мо(уг быть идентифицированы ни с
какими известными астрономии и метеорологии природными явлениями.
Приводится небольшой статистический анализ случаев, первый из которых
зарегистрирован в911 году (то есть незадолго до путешествия Ион-Фадлана!), а
последний - в 1691 году. Вот два из них:
1144 год. Было знамение от Днепра в Киевскую волость. Оно летело по небу к
земле как огненный круг и оставило за собой след в виде большого змея. Этот
след сохранялся на небе около часа, а потом развеялся.
1412 год.В восьмой день декабря князь Василий Михайлович был на празднике
святого зачатия в своем селе Стражково, и во время вечерней службы со стороны
города Кашина появился змей, большой и страшный, который извергал огонь, летел
с востока на запад к озеру и светился, как заря. Видели его князь Василий
Михайлович, и его бояре, и все люди всех сел около города, видели его в одно и
то же время. (Курсив в обеих цитатах мой. - Д.Д.)
Речь идет о так называемых массовых наблюдениях, причем и сегодня, и в
древности в качестве очевидцев указываются самые авторитетные люди: в описании
Плиния - это проконсул Силен и его свита, а здесь - князь и его бояре. Но
давайте перенесемся на другой конец Европы - в средневековую Англию. В 1290
году над Эполфордским монастырем "появилось огромное овальное серебристое тело,
похожее на диск, которое медленно пролетело над ними (то есть монахами. ДД.),
вызвав великий ужас". Это записано, конечно, по-латыни: "...et ессе res grandis,
circumcipcularis argenta, disko quodam hand dissimilis, lente e super cos
volans atque maximum tersorem extitans".
Это сообщение ничуть не отличается по содержанию от современных "НЛОдокладов",
как их называют некоторые западные авторы. То же можно сказать и об известии из
Германии (1577 год), которым мы обязаны некоему Пьеру Буэрто. По его словам, в
7 часов утра 5 декабря около Тюбингена появились странные облака: "желтые, как
шафран". "Из этих облаков вышли тела, которые напоминали большие и широкие
шапки". Может быть, это просто фантасмагорическое совпадение, но интересно, что
|
|