|
Так начинается книга пророка Иезекииля, оставляя нас в недоумении: зачем
древнему автору понадобились столь сложные технические (именно технические!)
описания и сравнения, совсем нетрадиционно связанные с величавым обликом бога,
чтобы свести его к закрытому в плексигласовой кабине силуэту пилота
современнного вертолета? При этом не ясно, видел ли пророк самого Яхве или он
видел кого-нибудь из его ангелов-посланцев, известных евреям еще со времен
Авраама. Эта неопределенность делает встречу еще более реалистичной.
Спрашивается: не является ли она чем-то отдельно стоящим от представлений о
Яхве, чем-то, что не произошло с самим Иезекиилем, а было ему рассказано
пастырями, дабы возбудить пламенное воображение просвещенного пленника?
Описания небесной машины, по-видимому, были необходимы, чтобы вызвать и у
порабощенных израильтян, и у поработителей-вавилонян священный трепет перед
возможностями великого и единственного бога, который грозит непокорным: "С
неистовой яростью буду править вами!"
Эта ярость совсем реалистично воплотилась в преданиях первосвященника о
мгновенном уничтожении городов Содом и Гоморра. (Современник может быстро
провести печальную параллель между этим событием и судьбой Хиросимы и Нагасаки.
) Библия пытается хотя бы отчасти объяснить это ужасающее божье деяние
распутными нравами содомлян. Но это опятьтаки человеческое объяснение в духе
священников того времени, которые предпринимали попытки насадить строжайшую
общественную мораль. История начинается с появления трех таинственных мужей
перед шатром Авраама в долине Мамре. Почему именно трех? На это Авраам и не
старался ответить, 1ости, похоже, так поразили его своим видом, что он их
обожествил, хотя и в трех лицах. Как раз отсюда и родилось великое
недоразумение со "святой троицей": именно это посещение рисуют иконописцы, а не
придуманное позднее христианством символическое триединство: Отец - Сын - Дух.
Библейский патриарх и приверженец грубого монотеизма не мог назвать сразу трех
богами. Но один из них был, несомненно, сам Яхве. Трое поели телячьего мяса в
шатре Авраама. Позже "шеф" остался поговорить с гостеприимным монотеистом, а
два посланца и исполнителя его воли отправились к Содому.
Здесь древний автор колеблется в своих определениях. Сначала он называет двух
ангелами, а немного позднеепросто мужами. Рассказ очень реалистичен, а местами
даже натуралистичен. И слова нет о крылатых сверхсуществах. Появление мужей в
Содоме совершенно естественно принято Лотом, который также приглашает их на
трапезу. Они входят в его дом. И тут случается недоразумение: отовсюду
сбегаются любопытные содомляне и громко требуют появления перед ними обоих
чужестранцев, не только чтобы посмотреть на них, но и чтобы в библейском смысле
"познать" их. Согласно ветхозаветным представлениям, вряд ли кто-нибудь
позволил бы себе подобные вольности по отношению к ангелам с огненными мечами.
Хозяин, спасая положение, готов по закону гостеприимства вывести насильникам
своих незамужних дочерей. Но те отказываются. Похоже, что-то в одежде и облике
гостей произвело па них впечатление. Лот ломает руки, ворота уже поддаются, но
мужи спокойны, как в современном фантастическом супербоевике. Они перехватывают
инициативу: поражают разбуянившихся граждан временной слепотой. Или, говоря
современным языком, - если воспользоваться напрашивающимися аналогиями -
слезоточивым газом. Мужи, уже никем не тревожимые, ночуют у Лота, а утром
выводят его из города вместе с семейством. Более свободное толкование в духе
научной фантастики привело бы к предположению, что два инопланетянина ( если
ввести обычную терминологию!) отнюдь не искали "праведников", а преследовали
цель вывести население, как были эвакуированы жители атолла Бикини. Но
содомляне встретили это предложение с полным непониманием. Даже зятья Лота
насмеялись над мыслью, что город будет разрушен. Это подчеркивается библейским
автором. И начинается большое уничтожение "с небес", которое настолько
напоминает взрыв атомного устройства, что современный читатель, если вникнет в
подробности, будет поражен.
Прочтение этого эпизода из древнейшей библейской книги Бытия вызывает некоторое
недоумение. С одной стороны, чувствуется, что описывается реальное событие. С
другой - даже если мы примем фантастический вариант внеземной карательной акции,
ее смысл остается загадкой. Все же инструкция, данная Лотову семейству, была
удивительно точна: не смотреть на взрыв (жена Лота не послушалась и погибла!),
чтобы не быть пораженным световым ударом. Вследствие взрыва была уничтожена
растительность, а от земли поднялся дым "как из печи". Сам Лот со своими
дочерьми был вынужден долгое время жить в пещере (единственный способ спастись
от радиации?!), из которой нельзя было выходить, - похоже, опять по чьему-то
наставлению. Кроме того, римский историк Страбон оставил нам в своей
"Географии" сведения, что в районе Мертвого моря есть скалы, оплавленные
неизвестным огнем. Такое может случиться только при температуре свыше 1000
градусов. Значит ли это, что Содом и Гоморра существовали и действительно были
уничтожены "гневом Яхве"?
Подобные тексты, поддающиеся современной трактовке, мы находим не только в
Библии. Есть они и в "Махабхарате" где описано всевозможное "небесное оружие",
напоминающее баллистические или крылатые ракеты с ядерными боеголовками, потому
что при их взрыве возникает "светярче 10000 солнц". Никто не обращал внимания
на эту гиперболу пятьдесят лет назад. Но сегодня стал известен текст, в котором
бог Индра говорит герою Арджуне:
Пятнадцатью видами оружия владеешь ты... В пяти способах обращения с ними не
имеешь равных... Сейчас в трех мирах нет ничего, Что невыполнимо для тебя.
Это чем-то напоминает картину современности даже с оговоркой, что владелец
оружия хорошо понимает гибельные последствия его применения. Вот как звучит
древнеиндийская "инструкция":
|
|