|
существу, который к этому способен, несомненные биологические преимущества. ..
Итак, пишет Хойл, "без этих компьютеров, которыми обладаем мы, разумные
создания можно представить себе лишь в самом примитивном виде". Далее ученый
объясняет, почему мозг должен быть надежно защищен, почему глаз должен
непременно занимать наилучшее, то есть обеспечивавющее наибольшее поле зрения,
положение и почему, наконец, он должен находиться как можно ближе к мозгу -
чтобы максимально сократить расстояние передачи сигнала. "Что же у нас
получилось? вопрошает Хойл, и сам отвечает: - Голова!".
После сказанного кажется уместным допущение, что более или менее гуманоидная
стадия естественно появляется в ходе эволюции. Но это не значит, что она -
некая цель или вершина. У нас еще будет случай рассмотреть подробнее будущее
нашей цивилизации и даже будущее Разума как такового.
ЭВОЛЮЦИЯ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
Наша вторая гипотеза звучит так: "Всякая жизнь, как и на Земле, эволюционирует
до стадии цивилизации".
Прежде чем изучить основания этой гипотезы, необходимо уточнить различие между
уровнем цивилизации и уровнем интеллекта. Чтобы вступить в контакт, необходимо,
чтобы цивилизация достигла технологической стадии, сравнимой с нашей. У нас
очень мало шансов встретить существа более разумные, чем мы, но находящиеся на
более низкой стадии. Время, в течение которого они достигнут нашего уровня,
будет слишком коротким, чтобы мы успели вступить в контакт.
Зато вполне можно представить себе существа значительно менее "гениальные", но
потихоньку достигшие уровня, превосходящего наш. По теории вероятности, у нас в
этом случае гораздо больше шансов встретиться с ними: ведь их эволюция проходит
медленнее, и они дольше остаются на близкой к нам стадии.
Итак, скорей всего, мы можем предположить, что во Вселенной больше недоумков,
чем высокоодаренных существ. Перспектива, что говорить, невеселая...
Но для того чтобы установить контакт, необходим не только разум. Гораздо важнее
уровень развития цивилизация. Мы знаем, что даже теперь цивилизованному
человеку трудно установить плодотворный контакт с современными нам примитивными
племенами. Общение человека с высшими животными крайне поверхностно, с другими
животными его не существует вовсе. Что касается будущих контактов со
сверхразумными автоматами, они, как мы увидим, возможны, но сопряжены с
немалыми трудностями.
Будем считать это установленным. Теперь признаемся, что наша вторая гипотеза -
о необходимой эволюции всякой жизни до стадии цивилизации не подкреплена
прямыми доказательствами. Мы можем выстраивать ее, лишь опираясь на собственный,
земной опыт. Но и он чрезвычайно важен.
Ведь именно в этом пункте - эволюция живого организма к интеллекту больше всего
расходятся мнения философов. И это естественно. Сегодня речь идет об
арьергардном бое - так сказать, "бое с академиками", которые всегда, раз за
разом проигрывали все новые сражения. Сначала они цеплялись за концепцию
единственной планетной системы во Вселенной. Затем признали существование
других планетных систем, но не допускали, что там может существовать жизнь.
Теперь почти прижилась гипотеза, что те или иные формы жизни могут существовать
по всей Вселенной, но ретрограды окопались на последнем рубеже: уникальность
разума. Некоторые будто бы преодолели этот рубеж, но, как ни удивительно,
заявляют, что с инопланетянами вообще невозможно общение.
Фон Браун как-то сказал: "История показывает, что пророки чаще всего ошибались
из-за недостатка смелости". Сражения, о которых мы ведем речь, - тому
свидетельство. Можно подумать, что воображение каждого отдельного человека
имеет свои пределы, переступив которые он пугается неизвестности.
Ясно, по крайней мере, одно: раз интеллект возник на Земле - значит, такое
возможно еще где-то. И ничто не говорит о том, что это явление исключительное
или весьма маловероятное. Эволюция носит обязательный, фатальный характер. И,
вопреки мнению иных скептиков, механизм, появления разума также должен быть^
непреложен.
Было бы неверно утверждать, что появление разума означает завершение эволюции.
Не очевидно даже, что это удачное решение. На самом деле это лишь один из
способов обеспечить выживание вида. С первого взгляда он эффективен, потому что
человек, несмотря на очевидную физическую неполноценность, в качестве вида
демонстрирует прекрасную выживаемость. Но не надо забывать, что и другим видам
удалось замечательно сохраниться. Возьмем, например, термитов или муравьев. Это
очень древние виды, эволюция которых, по всей вероятности, как минимум
заблокирована, но стабильность их будто не подвластна времени. Для человека
мысль весьма неприятная!
И это еще не все. История ископаемых дает основания утверждать: виды,
характеризовавшиеся чрезмерным развитием какого-либо одного органа за счет
других, были весьма нестабильны и быстро вымерли. Уязвимы все крупные животные.
Не выжили, например, чудовищные рептилии мезозойской эры. В наши дни на грани
исчезновения слоны и киты. Дольше живут виды более сбалансированные. Не станет
ли и человек жертвой чрезмерного развития мозга за счет других органов?
Достаточно ли будет мощи интеллекта, чтобы компенсировать слабость тела? В этом
нет ни малейшей уверенности.
Но даже если разум - тупик, обреченная стадия эволюции, нас интересует именно
феномен его появления. И мы думаем, что, будучи одним из вариантов в ряду
испытываемых природой, он возникает неизбежно.
ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Чтобы оценить возможности контакта с внеземными цивилизациями, надо иметь
представление
|
|