|
Глава 1
Философия и микробы
В 1872 году вышел роман Эдварда Бульвер-Литтона «Грядущая раса», который Тесла
с интересом прочитал, но не придал особого значения. Хотя исследователи
научного творчества ученого полагают, что подсознательно он очень даже хорошо
усвоил научно-фантастические идеи Бульвер-Литтона. И действительно, в романе
описываются некие подземные высокоразвитые существа, общающиеся между собой
телепатическим образом. Кроме того, и в данном случае это главное, в мире этих
существ они практически не работают и поручили заботу о своем быте автоматам,
которыми они также управляют каким-то то ли телепатическим, то ли
телекинетическим способом, а именно с помощью потоков энергии, исходящей из
различных органов удивительных существ. Эти автоматы настолько совершенны, что
их трудно отличить от мыслящих существ. Ну чем не телеавтоматы Теслы, первый
образец которых он представил через 26 лет после выхода романа, который
постоянно переиздавался — вряд ли Тесла читал первое издание 1872 года.
Вот что еще важно. Живут подземные герои не просто под землей, а в государстве
(области?) под названием Врилия. А эта загадочная энергия, которой они
управляют автоматами и которую вполне можно уподобить радиоволнам Теслы,
называется «вриль» — придуманное Бульвер-Литтоном слово. Вся эта мистика
заставляет вспомнить про «прану» и «акасу», которыми пичкал великого
изобретателя классический индусский философ (т. е. болтун и бездельник) Свами
Вивекананда.
Этот тип не собирался всю жизнь торчать на грязном Индостанском полуострове,
много лет жил на Западе и, в частности, в 1893 году приехал в Чикаго на
Всемирную выставку. Здесь он обратился с пространной речью, переполненной
мистическими терминами и теософской чепухой, к благожелательно настроенной
публике на Всемирном парламенте религий, и здесь же с ним познакомился Никола
Тесла. Ничего хорошего эта встреча изобретателю не принесла.
Не касаясь «философии» Вивекананды, которая неоригинальным образом состоит из
советов быть добрым и хорошим, помогать ближним, стремиться к освобождению
человечества (от чего?) и не переходить улицу на красный сигнал светофора,
отметим самое важное в его «учении» — отказ от сексуальных связей с женщинами,
который он называл красивым индийским словом «брахмачарья». Не знаю, советовал
ли он женщинам уклоняться от связи с мужчинами, но «мужская» брахмачарья
пришлась по вкусу Тесле, который и раньше был замечен в довольно странных
отношениях с дамами. Так, он постоянно переписывался с Кэтрин Джонсон, женой
замредактора журнала «Сенчури» Роберта Джонсона и явно влюбленной в него
женщиной, но никогда не делал никаких попыток сблизиться с ней на расстояние
хотя бы дружеского поцелуя в щеку. А при обсуждении боксерского поединка
кого-то с кем-то он публично сообщил, что победит именно такой-то, поскольку он
холост, а холостой мужчина во всех смыслах выше женатого. Вот такая брахмапутра.
И великий изобретатель обосновывал свои убеждения собственным поведением и
привычками. Например, он всегда элегантно выглядел и одевался по высшему классу,
хотя далеко не всегда мог себе это позволить. Был остроумен в общении, во
времена относительного богатства жил в лучшей гостинице Нью-Йорка
«Уолдорф-Астория», куда приглашал на ужин цвет нью-йоркского общества. Эти
ужины (называемые в Америке обедами) славились изысканными блюдами и
остроумными разговорами, бесспорной звездой которых был сам Тесла. Так между
переменой блюд он перезнакомился со всей элитой города, к которой тогда
причисляли примадонн, писателей и прочих деятелей искусства и воротил большого
бизнеса. Впрочем, так происходит и сейчас, и в том числе в России, — а вот
представить себе на светском приеме по случаю награждения группы «ТАТУ»
гениального лингвиста Андрея Зализняка совершенно невозможно.
Семья Джонсонов входила в высший свет нью-йоркского общества, принимала у себя
будущего президента Теодора Рузвельта, актрису Элеонору Дузе, знаменитых
писателей Марка Твена и Редьяр-да Киплинга. В этот круг Теслу ввел его соавтор
по некоторым научно-популярным статьям, но «своим» здесь он стал благодаря
исключительно впечатлению, которое он производил на окружающих и своей славе
выдающегося изобретателя. Особенно большое восхищение вызвал «балканский
волшебник» у Кэтрин Джонсон, которая с тех пор неизменно лоббировала его
интересы и поддерживала в сложные периоды жизни. Причем ее мужу не в чем было
упрекнуть жену и тем более Теслу, который однажды прочел и перевел с
сербскохорватского на английский поэму Йовановича под названием «Лука Филипов»
— это такой региональный победитель турок, местный сербский герой. Роберт
Джонсон превратил подстрочный перевод Теслы в поэтический и даже опубликовал
поэму в каком-то журнале, и в результате сам Джонсон был переименован в
дорогого Луку, а Кэтрин — в миссис Филипов. И с этой Филипов у изобретателя
ничего не было!
Как, впрочем, и с остальными. В принципе при обсуждении вклада Николы Теслы в
научно-технический прогресс можно было бы не обсуждать его личные причуды и
предпочтения, однако в данном случае они явно сыграли немалую роль в судьбе
ученого. Поддержанный мнением Вивекананды о правилах поведения с женщинами,
Тесла так никогда и не женился, и похоже, что никогда не имел и возлюбленных.
Однако гомосексуалистом, как намекали «в свете» и в газетах, он тоже не был.
Что касается учения Вивекананды о жизненной силе (пране) и некоем пронизывающем
Вселенную эфире (акасе), то Тесла безоговорочно принял на веру всю эту чепуху и
даже считал, что теория (если можно так назвать эти выдумки) индийского
сидельца в позе лотоса может быть доказана математически на основе
|
|