Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Загадочное и Непознанное :: Непостижимый Никола Тесла :: Павел Горьковский - Запрещенный Тесла
<<-[Весь Текст]
Страница: из 67
 <<-
 
образа жизни Николы Теслы. Здесь следует сделать важную оговорку: в отличие от 
самих мистиков конца девятнадцатого века — герметичного сообщества, мало 
интересовавшегося социальной жизнью, — научное сообщество питало к эзотерике 
неослабевающий профессиональный интерес, паранормальные феномены становились 
таким же объектом механических замеров и пристального изучения, как небесная 
сфера, минералы или человеческий организм.
Однако передовые взгляды на биологические системы грешили избытком 
механистичности и сводили процессы, в том числе и психические, к простым 
взаимозависимым последовательностям, наподобие электрической цепи. Бихевиористы 
объясняли поведение человека исходя из последовательности «стимул — реакция — 
заместительный стимул — реакция», сторонники русского физиолога Павлова 
предлагали цепочку «безусловный рефлекс — повторяющийся стимул — условный 
рефлекс».
Философские воззрения Теслы не были исключением, он охотно распространял идею 
простых причинно-следственных связей на мыслительный процесс: разум суть 
совокупность первичных ощущений, порождающих вторичные ощущения, которые 
именуют идеями. Такой подход позволял с оптимизмом оценивать создание «мыслящих 
машин» как задачу ближайшего будущего.
Прообразом «мыслящей машины» Тесле представлялись разработанные им 
«телеавтоматы» — механические приборы с дистанционным управлением, он охотно 
выступал с публикациями в прессе, доказывая, что ученый в новом времени 
уподобится творцу, технология превратится в главную движущую силу истории, а 
разум и самая жизнь перестанут нуждаться в телесной плоти и крови. 
Примечательно, что сам Тесла не считал собственные изобретения оригинальными — 
он всего лишь фиксирует достижения предшественников или итоги наблюдений за 
природными процессами. Теория об электрических импульсах, передающих в мозг 
информацию, принятую органами чувств, завораживала его воображение, он считал, 
что создал «телеавтоматы» на основе «механики человека», руководствуясь 
принципами, которые изложил в статье «Как космические силы определяют наши 
судьбы»:

«1. Человеческое существо — это самодвижущийся автомат, полностью управляемый 
внешними воздействиями. Какими бы осознанными и заранее обдуманными ни казались 
его действия, они управляются не изнутри, а извне. Он напоминает поплавок, 
который поднимают и опускают волны бурного моря.
2. Не существует памяти или способности запоминать, основанной на длительно 
сохраняющемся впечатлении. То, что мы описываем как память, есть лишь 
повышенная реактивность на повторяющиеся стимулы.

3. Неверно, что мозг, как учил Декарт, является аккумулятором. Мозг не 
осуществляет постоянной записи, в нем не хранятся знания. Знание есть нечто 
подобное эху, для пробуждения которого требуется нарушение тишины»
[21]


Распространению идей, как и электрических волн, по мнению многих передовых умов 
того времени, способствовала особая субстанция — эфир. «Невозможно сотворить 
нечто из ничего» повторял естествоиспытатель вслед за индийским философом, 
йогом и аскетом Вивеканандой, учение которого произвело на Теслу глубочайшее 
впечатление.
Свами Вивекананда [Нарендранатх Датта — 1863–1902)
— основоположник неоиндуизма — «Практической веданты», сумевший свести в единое 
учение традиции европейской идеалистической философии и индуизма. В 1893 году 
Вивекананда принимает участие в Парламенте религий в Чикаго, выступает с курсом 
лекций в США и Европе, но затем возвращается в Индию. Лекции делали акцент на 
корневом сходстве всех существующих религий, осовремененной трактовке йоги, а 
сам лектор отчаянно боролся и с европейским мистицизмом, трактующим все 
«индийское как чудесное», и с цивилизаторскими настроениями своих слушателей, 
проповедовал бескорыстное служение и уверял, что именно индуизм поможет 
современному «цивилизованному человеку» выйти из круга внутренних противоречий. 
Последователями Вивекананды считают Рабиндраната Тагора, Ганди, Гхош, 
Радхакришнан, Айенгара и отчасти Ошо.
Тесла утверждал, что постулаты учения Вивекананды о жизненной силе «пране» и 
«акасе» (космическом эфире) — единственная теория, которую может принять 
современная наука, поскольку ее можно доказать математически, «…если 
продемонстрировать, что сила и материя сводятся к потенциальной энергии».
Возможно, что именно под влиянием Вивекананды, который проповедовал путь 
телесной аскезы и бескорыстного служения, Тесла окончательно отказался от 
семейной жизни и всецело посвятил себя науке, как форме высшего служения.



Разящие молнии прогресса

Одним из самых эффектных моментов публичных лекций Николы Теслы была 
демонстрация прототипа беспроводной лампы; момент, когда ток сотрясал тело 
изобретателя, заставлял замирать сердца даже у самых искушенных в науках 
слушателей. Это один из немногих экспериментов естествоиспытателя, который 
легко повторить — стоит подержать неоновую трубку, колбу с вакуумом или 
разреженным газом рядом с «катушкой Теслы», находящейся под напряжением, как 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 67
 <<-