|
Я активно пользуюсь электронной почтой. Согласитесь, это весьма удобно. К
примеру, живете вы в Аргентине, и вам надо срочно получить ответ от японского
коллеги. Даже послав в Токио письмо авиапочтой, до конца недели ответ вы вряд
ли получите. Но благодаря всемирной паутине на отправку запроса и получение
ответа вы потратите не более двух-трех часов. Нет проблем, как говорят
американцы.
Однако как нет худа без добра, так и добра без худа. Проверяя свой почтовый
ящик дважды в день, я нахожу в нем не только деловые письма и письма от моих
друзей, но и кучу ненужных сообщений, так называемый спам. Опасаясь вирусов и
прочих неприятностей, я стараюсь удалять такие послания, не открывая. Тема
часто говорит сама за себя, так что нет нужды вдаваться в содержание.
В тот день, проверяя свой почтовый ящик, на одном из сообщений я задержал
взгляд чуть дольше обычного — и это спасло письмо от участи быть отправленным
прямиком в корзину. Заголовок гласил: «Дорогой герр фон Кранц, предлагаем Вам
приобрести оригинал нацистского евангелия. Букинист Ружеро Милавия». Сразу
виден деловой подход: только информация — и ничего лишнего. Или очередной
рекламный трюк? Я все же открыл письмо.
Дорогой герр фон Кранц, уверен, что Вас заинтересует мое предложение. Дело в
том, что мне в руки попал уникальный экземпляр — библия Третьего рейха. Книга
настолько редкая, что, боюсь, сегодня она осталась в единственном экземпляре.
Мне знакомы Ваши исследования, и я не сомневаюсь, что этот бесценный
исторический документ Вам пригодится. Для более обстоятельного разговора
предлагаю встретиться в эту пятницу, в полдень, на скамейке возле южного входа
в городской парк Буэнос-Айреса. Я принесу копии нескольких листов книги, чтобы
Вы могли оценить ее подлинность и качество.
Ружеро Милавия, букинист.
Признаться, письмо меня несколько озадачило. Я никогда не встречал ни одного
упоминания о каком-либо нацистском евангелии, хотя некоторое время назад писал
книгу о мистических корнях нацизма. Но, разумеется, если о чем-то нет
упоминаний, это вовсе не значит, что этого «чего-то» не существует.
Я решил отправиться на завтрашнюю встречу. В конце концов, я рискую потерять
пару часов, не более того. Но мне нужно было предварительно навести кое-какие
справки. Письмо отправили с частного адреса, расположенного на одном из местных
аргентинских почтовых серверов. В интернете этот почтовый адрес нигде не
упоминался — я проверил по поисковым системам. В каталоге букинистов
Буэнос-Айреса Ружеро Милавия не значился. Равно как и в национальном
аргентинском справочнике букинистов. Но это мало о чем говорило — возможно,
этот человек попросту не хотел себя рекламировать. Если уж к нему в руки
попадают такие книги, как эта «нацистская библия» (если, конечно, она
существует), то вряд ли он испытывает недостаток в связях и клиентах. Вполне
возможно, у него узкий круг постоянных заказчиков.
На всякий случай я позвонил одному своему приятелю, коллекционеру военных книг
первой половины двадцатого века. Он знает всех без исключения букинистов
Буэнос-Айреса — от тех, чьи магазины красуются на Авенида-Коррьентес
[1]
, до тех, кто торгует драными комиксами в трущобах. О Ружеро Милавии мой
приятель никогда не слышал. Вполне возможно, что этот загадочный человек был не
из Аргентины — о чем, кстати, говорила и его странная фамилия. Итальянец?
Румын? Да какая, в общем-то, разница! В конце концов, еслио нем нигде нет ни
слова, это вовсе не значит, что он не существует.
Я вдруг почувствовал себя как гончая, напавшая на след. Да, черт возьми! Если
эта книга и в самом деле существует, то я готов отдать за нее четверть своей
библиотеки! От хандры, которая время от времени посещает меня весной в
пасмурную погоду, не осталось и следа.
Думал ли я, отправляясь на ту встречу, что меня могут убить? Честно признаюсь:
после покушения, которое на меня совершили однажды, я некоторое время опасался
даже просто выходить во двор своего дома, чтобы включить поливальную установку
на газоне. Потом все улеглось, и я перестал беспокоиться. Ведь убить меня не
так уж сложно: я не прячусь за бронированными стеклами автомобиля и за спинами
двухметровых «секьюрити». Зачем вызывать меня в парк, чтобы потом пристрелить
на виду у десятка свидетелей? Поэтому, хотя письмо все же выглядело несколько
подозрительно, я особо не волновался.
Без четверти двенадцать я уже сидел на большой каменной скамье у южного входа в
парк. Публики было немного: несколько прогуливающих занятия студентов сидели на
траве возле ограды парка, поедая мороженое. Пара молодых женщин с детьми
расположились на скамейке напротив. Дети возились друг с другом и гоняли редких
голубей, пытавшихся пристроиться неподалеку. Никого, кто мог бы быть букинистом
Ружеро, в поле моего зрения не было. «В конце концов, — решил я, — если уж этот
человек знаком с моими книгами, знает адрес моей электронной почты и так
нахально назначил мне встречу, наверняка он знает и как я выгляжу». Я сидел на
самом видном месте, незнакомцу долго искать меня бы не пришлось.
Тем временем я размышлял о таинственной «нацистской библии» и религии Третьего
рейха.
|
|