|
«Центурий» с посланием Генриху Второму
[14]
вместо предисловия. Это издание повторило успех первого. А 1 июля 1559 г. на
турнире король Генрих Второй получил удар в правый глаз осколком копья,
сломанного его противником, молодым графом де Монтгомери, после чего скончался
в муках. Предвидение этого события тут же увидели в одном из катренов. Это было
первое предсказание Нострадамуса, воспринятое как сбывшееся при его жизни и
прославившее его уже на всю Европу, до самых крайних уголков.
В первом издании его пророчеств действительно были такие слова (центурия 1,
катрен 35):
Лев молодой старого одолеет,
На поле боя (брани) странной (необычной) одиночной
(двойственной) дуэлью:
В золотой клетке глаза его лопнут (ему выколют),
Два класса (флота) в один (едины, вместе), затем умрет,
смерть жестокая (страшная).
Единогласно всеми соотечественниками было решено, что такое точное совпадение
стиха со свершившимся событием случайным быть не может, хотя и осталась
непонятой фраза «два класса в один», или, как часто переводят ностра-дамоведы,
«два флота в один» либо «два флота к одному». Действительно, точность других
фраз заслуживает внимания.
В этот период Мишель Нострадамус вел «двойную жизнь», как сказали бы сейчас.
Днем он исполнял свои врачебные обязанности, а ночью уединялся в кабинете под
самой крышей, куда доступ был запрещен всем. Только лучший (а возможно,
единственный) его ученик, Жан Шавиньи, составлял исключение. Впоследствии
записки Шавиньи стали ценнейшим источником информации о жизни Нострадамуса в
Салоне.
После смерти короля Нострадамус особенно подвергался критике противников из
числа священнослужителей и дворян, политиков и ученых, астрологов и
ненавистников астрологии, протестантов и католиков. Его обвиняли в связях с
падшими ангелами и злыми духами, шарлатанстве, растлении умов народа и
королевской семьи, тайной приверженности иудаизму, самонадеянности и чванстве,
алкоголизме и непрофессионализме.
Принято считать, что каким-то непостижимым образом Нострадамус знал точное
время своей смерти, диктуя свое завещание. Он скончался от разрыва сердца или
от острой почечной недостаточности (есть и другие версии причины смерти) на
рассвете (примерно в 3 часа утра) 2 июля 1566 г. на 63-м году жизни. Шавиньи
пишет: «Я очень хорошо помню, что в конце июня рокового для того года он
собственными руками написал на эфемеридах Жана Стадиуса следующие слова:
„Hic prope mors est“, то есть „Здесь приближается смерть“.
А в тот день, когда он сменил эту жизнь на другую, я находился около него в
течение многих часов, и когда поздно с ним попрощался до следующего утра, он
мне сказал:
„Вы меня не увидите в живых при восходе солнца“».
Согласно последней воле Нострадамуса, его похоронили в закрытом гробу, который
вертикально расположили внутри каменной стены в церкви Кордельерос в Салоне.
Надгробная надпись, высеченная на плите, прислоненной на древнеримский манер к
стене храма, гласила примерно следующее:
«Здесь покоятся останки Мишеля Нострадамуса, единственного из смертных, волей
небес удостоенного милости записать своим почти божественным пером события
грядущих лет».
Дом Мишеля Нострадамуса в Салоне, на улице, носящей ныне его имя, сохранился до
наших дней. К моменту смерти Нострадамус был довольно богатым и уважаемым
господином, конфидентом королевы-матери и лейб-медиком короля. Также доктором
медицины, доцентом кафедры медицинского факультета университета Монпелье. И
безмерно одиноким человеком, до конца жизни страдавшим от непонимания, от
интриг завистников и ненависти врагов. Круг его друзей был весьма узок. В
1552 г. он жаловался: «В Салоне, где я проживаю, я нахожусь среди животных и
варваров, смертных врагов словесности и досточтимой образованности». Через 10
лет после смерти Нострадамуса его сыновья опубликовали дополнения к «Центуриям»
под названием «Шести-строчия» («Шестистаршие»), написанные шестистишиями.
В 1781 г. папа римский Пий Шестой предал анафеме предсказания Нострадамуса и
запретил их распространять (они были включены церковью в список запрещенных
книг). До этого долгие годы могила Нострадамуса в древнем храме францисканцев
была объектом почитания. Существует версия, что 10 лет спустя, в 1791 г. пьяные
|
|