|
готовил что-нибудь по собственному кулинарному рецепту. Даже придумал, как
сохранять в течение всех зимних и весенних месяцев варенья. Для этого он на
глазах изумленной матери бросил в медный чан несколько щепоток корицы и
толченой гвоздики. Варенье сохраняло свой первозданный вкус и запах до
следующего лета; а прежде приходилось выбрасывать чуть ли не половину запасов.
Многим казалось, что это очередная блажь Нострадама. Но он не зря занимался
вареньем. В конечном счете разработал антисептик, который впоследствии
использовал в борьбе с эпидемией чумы.
В один из майских дней 1517 года его любимый дед Жан де Сен-Реми отправился по
своим делам в Авиньон. Мишель, по обыкновению, заглянул на кухню. Мать на
большой сковородке жарила сочные куски говядины в винном соусе. Она попросила
сына сходить в виноградник и нарвать там душистого розмарина.
— Твой дедушка такой гурман. Сегодня вечером, когда он вернется, будет очень
доволен нашим ароматным блюдом.
Нострадам даже не сдвинулся с места.
— Я не стану рвать траву, — твердо сказал он. — Это бесполезно.
Дедушка уже не вернется. Два часа назад у городских ворот Авиньона жизнь его
оборвалась…
Через несколько часов они получили сообщение — Жан де Сен-Реми скоропостижно
скончался от разрыва сердца при выходе из городских ворот…
Почти весь год Мишель Нострадам приводил в порядок многочисленные труды,
оставленные ему в наследство дедом Жаном; совершенствовал иностранные языки;
учился делать разноцветные витражи у местного мастера-стеклодува, даже
смастерил подзорную трубку из картона, которую оснастил собственноручно
отлитыми линзами.
Год спустя Мишель вошел в Авиньон через те самые ворота, у которых умер его
любимый дед. Город расположился на живописном левом берегу Роны. И был известен
прежде всего тем, что до 1378 года на протяжении семидесяти лет служил
местопребыванием пап, куда их резиденцию перенес из Рима Клемент V.
Еще на подходе к городу Мишель был поражен колокольным звоном. Недаром город
называли «звенящим». И неудивительно: ведь по округе разливался звон от
колоколов двадцати мужских и пятнадцати женских храмов и монастырей.
Город с населением более ста тысяч человек был окружен красивыми зубчатыми
стенами в три метра толщиной, с мощными башнями и величественными воротами.
Дома большие и красивые — не то что в Сен-Реми, но улицы такие же грязные, в
отбросах и мусоре.
Стояла в городе, как положено, и ратуша. А вот что поразило Мишеля, так это
дворец архиепископа и гробница знаменитой Лауры, воспетой великим Петраркой и
умершей здесь от чумы в 1348 году. Удивил и грандиозный, в девятнадцать арок,
каменный мост, построенный в 1188 году. Но самое сильное впечатление произвел
готический собор Нотр-Дам де Дом на вершине скалы над рекой, высотой пятьдесят
восемь метров.
Мишель остановился в домике младшей сестры отца Маргариты, расположенном на
улице Малиторн, всего в нескольких шагах от коллежа на площади Блаженных, где
ему предстояло познавать тайны наук. В средневековье университет обычно делился
на четыре факультета — богословский, юридический, медицинский и артистический.
Артистический считался самым низшим из всех, на нем изучалось семь свободных
искусств: грамматика, диалектика — тогда под этим подразумевали искусство вести
спор, дискуссию, — риторика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка.
Мишель решил остановить свой выбор на грамматике, риторике и астрономии.
Изучать философию он отправится позже, через четыре года, в другой, более
знаменитый университет — в Монпелье…
Тетушка Маргарита оказалась дородной и красивой. Она была замужем за Пьером
Иоганнисом, красильщиком. Дом Маргариты часто посещали знатные дамы города в
сопровождении щегольски разодетых молодых людей.
Мишель очень скоро догадался, что его тетушка занимается самым обыкновенным
сводничеством.
Часто гости, собравшись в самой большой зале, вели долгие разговоры о всякой
всячине, в том числе и о политике.
Именно здесь, в тетушкином, можно сказать, салоне, Мишель услыхал поразительную
новость. Какой-то немецкий монах-августинец по имени Мартин Лютер год назад
прибил к дверям Виттенбергского замка свои 95 тезисов, провозгласив в них
начало новой эпохи в истории религии — эпохи Реформации.
Лютеранская реформация, по сути дела, отвергала всякую узурпацию со стороны
католической церкви, ставила под сомнение ее право оставаться единственной
посредницей между человеком и Богом. Лютер выступал против церковной иерархии
католичества, выдвигал учение о равенстве всех верующих перед Богом…
Проповедовал, что истинная вера основывается на личной связи человека с Богом,
— ведь каждый человек обязан своим существованием на земле Богу, а посему сам
должен нести личную ответственность перед Ним. Вера — это дар Божий. Разум
человеческий может только подготовить веру, взрыхлить почву для ее
произрастания, но открыть человеку Бога могут только сам Бог и Священное
Писание.
Тогда Мишель еще не мог осознать, что учение Лютера — важнейшее событие эпохи
Возрождения. Оно знаменовало собой освобождение от духовной диктатуры — церкви,
религиозного догматизма, авторитарной заданности мышления.
Все это он поймет позже, когда приступит к изучению религиозной философии в
университете Монпелье.
|
|