|
Кали-юги и всех тех глобальных изменений, которые предсказаны в
шастрах.
Чем больше люди сосредотачиваются на истинном духовном понимании и осознании
своей духовной природы, тем сильнее их желание меняться в нужном направлении и
тем большее мы сможем изменить. Мир тьмы действительно может превратиться в мир
света.
Глава четвертая
Грядущие перемены
В древних ведических текстах описано немало грядущих перемен, которые будут
влиять на мировую историю. Некоторые из них уже произошли или происходят сейчас,
другие ожидают человечество в грядущих тысячелетиях. В
шастрах
говорится, что с развитием Кали-юги все в мире начнет постепенно приходить в
упадок, общественные ценности регрессируют, а пища оскудеет. Из-за недостатка
хорошего питания, а также из-за общего осквернения люди постепенно утратят силу
ума, станут мельче и недолговечнее. Когда же члены общества утрачивают силу ума
и способность рассуждать, культура начинает слабеть, а варварство усиливается,
люди теряют даже способность поддерживать технологический уровень. Предсказано,
что этот процесс будет продолжаться много лет, пока в конце концов человечество
не вернется к простейшим каменным орудиям, поскольку у него уже не будет ни
иных материалов, ни прежней изобретательности. Технология постепенно
деградирует и даже разрушает сама себя. Социальная и умственная заторможенность
приводит к тому, что человечество приобретает и физические характеристики самых
интеллектуально неразвитых существ. Поэтому останки древнего человека,
найденные палеонтологами, вполне могут быть следами предыдущей эпохи Кали,
протекавшей миллионы лет назад. В
Шримад-Бхагаватам
(12.3.39–40) сказано:
В эпоху Кали люди будут находиться в постоянном возбуждении ума. Их будут
терзать голод и высокие подати, постоянно мучить страх, изнурять засуха. У них
не будет ни достатка в одежде, пище и питье, ни способности правильно отдыхать,
вести половую жизнь и совершать омовение, у них не будет даже украшений, чтобы
украсить свое тело. Постепенно люди Кали-юги начнут выглядеть так, как будто их
терзают привидения.
Это означает, что человек сам погубит себя, совершая различные грехи в безумной
попытке выжать всевозможные удовольствия из своего тела и растрачивая свою
жизнь на дурные привычки. Когда же к этому добавятся частые природные
катаклизмы и повышение налогов, то окажется, что большую часть своей энергии
люди тратят впустую. Прибавьте к этому тяжкий труд ради куска хлеба,
промышленное загрязнение окружающей среды, засухи, войны, голод — и вы поймете,
как мало сил останется у людей, чтобы жить — или хотя бы заниматься сексом.
Конечно, они будут похожи на привидения.
Кажется, трудно представить себе время, когда в мире будет недоставать не
только пищи, но и воды — даже для того, чтобы поливать поля или совершать
омовение. Однако нельзя не заметить, что это уже сейчас происходит в некоторых
частях света, ведические же писания предрекают, что в будущем подобные условия
распространятся повсеместно. Трудно будет найти даже место для отдыха, потому
что напряженность в обществе и преступность будут постоянно расти. Бедность
достигнет крайней степени, а предпринимательство и труд придут в такое
небрежение, что дома или иные надежные укрытия будут доступны лишь немногим.
Каждый будет бояться потерять то, что имеет, поэтому нормальный отдых начнет
казаться непозволительной роскошью. У людей не будет ни возможности украшать
свое тело, ни денег на это, да и о простых радостях, на которые каждый имеет
природное право — послушать музыку, напиться воды из озера или хорошо одеться и
обуться, — они уже не будут помышлять. В далеком будущем получить эти простые
вещи будет уже трудно и даже невозможно.
Из процитированного выше стиха ясно также, что есть люди, находящиеся под
влиянием существ, живущих на низших тонких уровнях, — бесплотных духов, или
привидений. В Сатья или Трета-югу такие существа не обладали особой силой. В
Гаруда Пуране
(11.20.17) говорится, что Кали-юга — это эпоха расцвета призраков и привидений.
Там сказано, что, если человек не проводит специальных церемоний для духовного
очищения, не верит в святость
Вед,
избегает благочестивой деятельности и мошенничает, его замучают привидения.
Если человек поступает дурно или подвергается слишком сильному влиянию
привидений, он сам становится кандидатом в
преты —
|
|