|
подушки-ягодицы, на которые обезьяна усаживается во время сна, фиолетового
цвета. Современных людей прямо-таки оторопь берёт, при виде мандрила и его
ближайших родственников павианов, раскрашенных чуть менее пышно. Глазея в
зоопарках на этих «страшилищ», многие люди никак не могут поверить, что их не
раскрасили хулиганистые мальчишки, а это сами обезьяны выкрасили себя, но
делали это долго, от поколения к поколению, постепенно добавляя в общую пёструю
картину какой-нибудь отдельный штрих. Конечно, можно говорить, что со вкусом у
этих обезьян неважно, но ведь о вкусах не спорят…Несмотря на свою клоунскую
раскраску, мандрилы злобные и свирепые животные. В зоопарках они в результате
многих стычек оказываются, в дополнение к своему облику, с изуродованными
конечностями.
Родственны мандрилам гамадрилы. Они также очень необычны, и не намного уступают
им своим праздничным оформлением. Кое-каким экзальтированным личностям, они
даже могут показаться помесью пуделя, льва и сфинкса. Верхняя часть их тела
украшена роскошной гривой, её образуют длинные серебристые волосы. Из-за этого
обезьян ещё называют плащеносными. Остальное тело покрыто густой
тёмно-оливковой шерстью. У них розоватые лица, ярко красные седалищные мозоли
на ягодицах, а хвосты снабжены кисточками. Эти обезьяны пользовались у древних
египтян особым почётом и уважением.
Египетский Тот — Бог мудрости, письма, счёта, покровитель наук и колдовства
имел преданного четвероногого помощника — это и был гамадрил. Фигурки
священного животного украшали пышные погребения фараонов, а его силуэт часто
встречается на древних фресках и рельефах. Трупы умерших гамадрилов
мумифицировали и с почестями помещали в особые гробницы.
Священные гамадрилы Тота присутствовали в храмах на утренних богослужениях.
Устремив свои взоры к восходящему солнцу, они как истинные поклонники, вздымали
руки к небу и своими хриплыми голосами вторили хору религиозных молитв. Другие
обезьяны, не наделённые столь высоким саном, качали и носили воду, подметали и
мыли полы в храме. В домах они прислуживали людям во время еды, сортировали
фрукты и пололи сады…
Нынешние гамадрилы уже не в состоянии повторить всё то, что они делали у
египтян. Их близкие родственники бабуины более покладистые. Они и сегодня
готовы работать на людей. Один коммерсант научил их собирать финики. В
Саудовской Аравии финиковые пальмы очень высокие и их плоды без помощи обезьян
практически невозможно достать. Медвежьи павианы чакма из Южной Африки также
помогают людям. Местные жители утверждают, что чакма умеют разговаривать, но
тщательно скрывают это, опасаясь, что люди заставят их работать. И эти опасения
не лишены основания. Ещё не так давно павианы работали пастухами, сторожами,
искателями воды и даже няньками. Особую известность приобрёл чакма по имени
Джек, который работал служащим железной дороги. Он долгое время жил у
стрелочника, который лишился ног и передвигался с помощью своего четвероного
друга на маленькой тележке. Обезьяна внимательно следила, как работает её
хозяин, переключая стрелки. Постепенно павиан привык сам выполнять его работу.
Он переключал стрелки по количеству гудков, которые подавал поезд.
В Юго-Восточной Африке многие племена полагают, что обезьяны были в древности
мужчинами и женщинами, и поэтому их называют на своём языке первым народом. У
зулусов до сих пор можно услышать сказание об одном из племён амофен, которое в
полном составе превратилось в павиан. Амофены были ленивы, они не любили
обрабатывать землю, и предпочитали кормиться за счёт других племён. Как-то раз
всё племя собралось по призыву своего вождя Тузи, который обратился к ним со
словами: «Отныне мы будем питаться только тем, что вырастят на своих полях
люди», — сказал он. Амофены прикрепили к своим спинам рукоятки ставших
бесполезными мотыг и отправились разорять чужие поля. От долгих странствий
мотыги приросли к телу и приняли форму хвостов. Для удобства передвижения люди
встали на четвереньки, их тело покрылось шерстью, лбы нависли и они
превратились в обезьян, которых и сегодня называют «людьми Тузи».
В одном из африканских селений к обезьянам относятся достаточно снисходительно.
Они свободно разгуливают во дворах, забираются на крыши, а иногда, через
открытую дверь или окно пробираются в помещение. В этом случае их вежливо, без
всякой ругани и драки просят удалиться, что обезьяны охотно исполняют. Такое
странное отношение к обезьянам связанно с давней легендой, согласно которой,
местные бабуины считаются истинными хозяевами этих мест. Как гласит предание,
прежние жители селения вели кровопролитную войну с северными племенами. Дабы
спасти своё племя от неминуемой гибели, колдун превратил соплеменников в
обезьян, но тут же упал сражённый отравленной стрелой. Он так и не успел
сказать ни одному из них тайное заклинание, с помощью которого они бы смогли
превратиться обратно в людей. С той поры бабуины приходят в своё бывшее селение,
и люди, поселившиеся здесь, не выгоняют их, считая их первыми жителями этих
мест…
Однако павианы отнюдь не стремятся продемонстрировать свою преданность людям
при каждом удобном случае. Напротив, по отношению к «двуногим обезьянам» они
могут вести себя вызывающе. Охотник или прохожий, встретившись, невзначай, с
павианьим воинством, может быть искусан до полусмерти и даже растерзан
отъявленными драчунами, чьи зубы не уступают леопардовым. Можно считать, что
человек хорошо отделался, если его только изрядно обстреляли камнями, палками,
грязью и всем тем, что подвернулось под ногу. Как-то один натуралист
рассказывал, как он пережил не очень приятные мгновения, попав в окружение
обезьяньего стада. Павианы принялись яростно забрасывать его камнями.
Натуралисту пришлось отвечать им тем же самым. Но силы были неравные. Его
выручило неожиданное стечение обстоятельств. Он увидел, как в пылу всеобщего
|
|