|
начинает серебриться спина — на ней появляются седые волосы — это верный
признак «не мальчика, но мужа». Самки созревают раньше. У них начинаются
менструации между шестью и семью годами.
Времяпрепровождение горилл не отличается разнообразием. Вся их жизнь слагается
из отдыха, кормёшки, сна и бесцельных прогулок. Гориллы строгие вегетарианцы.
Они не позволят себе взять кладку птицы, до которой могут дотянуться рукой и
равнодушно пройдут мимо дохлой свиньи. (Чего не скажешь о шимпанзе, те уж не
упустят случая полакомиться мясцом.) Проснувшись утром в своих свитых из
стеблей и веток гнёздах, они нехотя поднимаются и сразу принимаются за еду.
Гориллы поглощают огромное количество растительной массы. От этого у них
большие, словно барабаны, животы. Обычно животные кормятся сидя. Пока одна рука
запихивает в рот пучок зелени, другая рука уже тянется за новой порцией. Когда
вокруг всё съедено, животное встаёт, проходит несколько шагов и снова садится.
Вся многочасовая процедура кормёжки проходит в сосредоточенном молчании.
Гориллы медленно разбредаются в разные стороны. И лишь изредка тишину нарушает
довольное рыгание или вырвавшиеся из кишечника газы. По мере того, как
поднимается солнце, животные едят всё медленнее, превращаясь в пресыщенных
гурманов.
Во время сиесты животные собираются вместе и являют собой картину полнейшего
довольства жизнью. Они лежат вокруг своего вожака, самца с серебристой спиной,
и подставляют солнечным лучам, небрежно разбросав руки и ноги, то один бок, то
другой. Порой с их чёрных физиономий градом льёт пот, но это им несколько не
мешает принимать солнечные ванны. Иногда во время полуденного отдыха обезьяны
чистятся и чешутся, но делают это не так активно, как шимпанзе. Матери любовно
перебирают волоски на теле своих маленьких детёнышей. Особое внимание они
обращают на чистоту заднего прохода. У малышей на этом месте растёт пучок белых
волос, похожий на кусочек ваты. Детёныши постарше, как и человеческие дети, не
хотят спокойно сидеть во время тихого часа. Они затевают разнообразные игры,
гоняются друг за другом, выстраиваются паровозиком. Один детёныш водружает на
свою голову пучок листьев и неподвижно сидит в нём, как эльф в зелёной шляпе.
Другой, прилепив себе кусок лишайника на загривок, гордо расхаживает с ним.
Пройдёт время и у этих мальчишек вырастет на голове такой же шлем, который
имеют все взрослые самцы…
По наблюдениям Шаллера, самки иногда сорятся из-за каких-то пустяков. Они
шлёпают друг друга и, оскалив зубы, громко визжат. После этого они, разинув
пасть, сходятся в рукопашную, и вполсилы кусают соперницу за плечи. Вождь при
этом не обращает на «бабьи» разборки ровно никакого внимания. Будто и нет не
криков, ни драки.
Самец-вождь прибегает к другому воспитательному приёму. Он, сурово насупив
брови, долго смотрит на провинившегося подчинённого, и тот обычно сразу
утихомиривается под его испытующим взглядом. Этого вполне достаточно. До драки
среди самцов дело редко доходит.
У взрослого самца с посеребрённой спиной в арсенале есть ритуал, к которому он
периодически прибегает, чтобы показать подчинённым почём фунт лиха и чтобы
снять нервное напряжение. Находясь в дурном расположении духа, самец мрачно
сидит и смотрит на мир исподлобья. Затем он внезапно закидывает голову и
начинает ухать через сжатые губы, сначала медленно, потом всё быстрее, пока
звуки не перейдут в слитный рёв. Вероятно, уханье «заводит» его. Он вскакивает,
срывает с дерева листочек и кладёт его между губ. Самки и детёныши прекрасно
знают, что уханье и листочек во рту является прелюдией к более серьёзным
действиям, и спешат убраться подальше. Самец вскакивает на свои кривые,
короткие ноги, вырывает с корнем и подбрасывает вверх какой-нибудь кустик, и
начинает колотить себя в грудь. «Барабанный бой» разносится по всей округе.
После этого самец опускается на четвереньки и кидается вперёд, сметая всё на
своём пути. Он совершенно не разбирает, кто перед ним, в своём неистовом порыве
он готов разорвать любого, кто окажется у него на дороге, будь то его
собственный детёныш, самка, зверь или человек. В заключительной сцене самец с
силой бьёт ладонью по земле и после этого удовлетворённый усаживается на свой
зад.
Гнев его иссяк и он спокоен, как буддистский монах… Некую разновидность этого
ритуала иногда используют самки. Они делают круговые движения руками, отдалённо
напоминающие биение в грудь, при этом задевают груди, так чтобы они болтались.
Вероятно, смысл этого заключается в демонстрации своих репродуктивных
возможностей.
Когда идёт дождь, гориллы делаются вялыми и апатичными. Иногда они даже не
предпринимают попыток спрятаться от дождя под деревья. Они сидят на поляне, там,
где их застало ненастье, сгорбившись, опустив головы и закрыв ладонями плечи.
Мамаши наподобие каменных изваяний нависают над своими детёнышами, прижав их к
груди. Гориллы сидят, не шевелясь, час, два, три — пока идёт дождь. Струи воды
стекают по их спинам, и каждому, кто видел обезьян в таком положении,
становится их очень жалко. Они похожи на людей, потерявших свой дом…
Свой день гориллы заканчивают мирно, как и начали. Они сгибают и подсовывают
|
|