|
Некоторых стариков тянет общаться с молодёжью. Обсуждая с ними разные вопросы и
уча их уму-разуму, старики и сами не прочь позаимствовать у молодых интерес и
радость, с которой они вбирают всё новое. Так сказать, про запас. Во время
общения не только молодёжь набирается жизненного опыта, но и сами старики
учатся быть молодыми.
Если бы человек в отрыве от окружающей социальной действительности и
господствующего мировоззрения научился продуцировать сюжеты из мира Богов или
животных, он бы, несомненно, после смерти попал бы в эти миры. Однако
большинство людей неспособно даже мысленно, не то что поведенчески, оторваться
от окружающей их реальности. Поэтому жизненные сценарии, которые приходят им в
голову как две капли воды похожи на социальные психические установки. Они
измышляют по готовому образцу. В соответствии с этим, они после смерти имеют
все шансы родится вновь в том обществе, откуда ушли.
Как мы отметили, уму индивида трудно выдумать что-то абсолютно новое. Те сюжеты,
которые крутятся в мозгах миллионов, как правило, не выходят за рамки сюжетов,
продуцируемых социумом. Поэтому можно также утверждать, что ум индивида это
частица коллективного разума общества. Само же общество развивается в
исторической ретроспективе. Общество кроманьонцев (наших возможных предков)
значительно отличалось от современного социума. А коллективный разум
кроманьонцев был иным, чем коллективный разум современных людей. Мысли отдельно
взятого кроманьонца также не похожи на мысли современного человека. Общество,
развиваясь, продуцирует новые мысли и заставляет своих членов также
продуцировать эти мысли и строить на основе новые поведенческие и жизненные
сценарии. Благодаря этому человеческая цивилизация развивается. Однако
благодаря этому бестелесные души, продуцируя новые сценарии своей жизни, всё
больше и больше погрязают в материальную действительность. Развивая свой ум в
направлении, предложенном социумом, они из жизни в жизнь всё больше становятся
заложниками коллективного ума. В этом таится опасность того, что индивид
перестаёт воспринимать себя как индивидуальную душу, прочно связывает себя с
линией постоянных реинкарнаций, прижизненных взлётов и падений. В конце концов,
та жизнь, которую раз от раза даёт ему социум, становится для него непременным
условием всякого существования. Предки, ныне живущие люди и потомки образуют
непрерываемую линию реинкарнации и оказываются скованными одной цепью земного
существования. У них общие интересы, похожие жизненные сценарии и одна судьба.
Однако жизнь цивилизации не бесконечна. Так же, как и люди цивилизации
рождаются и умирают. Вероятно, цивилизации умеют ещё и вырождаться. В этом
случае погрязший в материальной действительности коллективный разум популяции
постепенно трансформируется. Он теряет свои качества и трансформируется в
коллективный ум животных. В результате общество людей трансформируется в
звериное общество. В этом случае поведение, а затем и облик людей значительно
меняются. Они превращаются в особи животных…
Человеческий вид в близкой и далёкой перспективе
Можно сформулировать как закон. Коллективный ум того или иного вида животных
шлифует поведение, образ жизни и воссоздаёт тело своих членов в процессе
исторического развития своего вида. Именно вид, как единое сообщество
организмов, формирует онтогенез (индивидуальное развитие) особей. Он же (вид)
воспитывает своих членов в соответствии с традицией и видовой идеологией.
(Львёнок должен стать «нормальным» взрослым львом, а волчонок — «нормальным»
волком. Только тогда они выполнят социальный заказ вида.) Кроме того, видовая
идеология фокусирует устремления особей в определённом направлении. Таким
образом, особи приобретают те новые качества, которых нет у взрослых
представителей вида, но которые должны у них появиться. Их появление
подготовлено логикой предшествующего развития вида. Благодаря этому вид
развивается и трансформируется во времени, сообразно с новыми условиями жизни.
Дарвин считал, что выживает наиболее приспособленный, что среди особей одного
вида царит конкуренция, она осуществляет отбор. Однако это не совсем так, отбор
осуществляет не постоянно меняющаяся среда обитания, а постоянно изменяющийся
вид. Он отбирает наиболее приспособленных к видовой идеологии. Наиболее удачно
вписывающиеся в эту идеологию особи могут стать фаворитами вида. Назначение
особи состоит в том, чтобы почувствовать социальный заказ и исполнить его. В
этом состоит высшее предназначение особи и индивида.
Возьмём, для примера, вид человека. Историческое развитие общества подготовило
все те идеи, которыми живут современные люди и все те блага цивилизации,
которыми они пользуются. Образно выражаясь, современный человек стоит на плечах
своих предков. Кто-то очень давно должен был изобрести колесо, чтобы это колесо
сегодня двигалось в 600-м мерседесе. Все новые идеи, которые приходят
современным людям в голову, были подготовлены теми идеями, которые вышли из
мозгов наших предков. В этом смысле несколько наивно выглядели попытки
коммунистов «покончить с проклятым прошлым». (Это означало бы прекратить всякое
дальнейшее историческое развитие вида. Вполне возможно, что коммунисты
неосознанно стремились к этому: идеальная жизнь, в которой нет ничего нового.)
Только опершись на прошлый опыт, можно продвинуться в будущее. Вся, так
называемая, техническая цивилизация обязана своим появлением тем достижениям,
которых достигли наши предшественники.
Однако в любом «бесконечном» развитии заложен элемент инволюции и разрушения.
Человечество не может воскликнуть подобно литературному персонажу: «Остановись,
|
|