|
Марселино де Саутуоло осматривал в 1879 году пещеру Альтамира, когда его
9-летняя дочь неожиданно воскликнула: «Быки, нарисованные быки!» И
действительно, неровный потолок пещеры был покрыт изумительными и живыми
изображениями бегущих красных быков. Ортодоксы встретили сообщение о находке в
штыки. Не один из маститых учёных не мог поверить, что такие прекрасные
изображения мог выгравировать палеолитический человек. Саутуоло обвинили в том,
что он специально пригласил к себе художника, который и разрисовал потолок
пещеры. И лишь позже, когда пещеры с рисунками были найдены во Франции, Испании,
Африке, Индии ортодоксам пришлось поверить в подлинность изображений. После
этого пещеру Альтамира красиво назвали: «Сикстинской капеллой первобытного
искусства».
Учёные долго спорили о причинах возникновения пещерного искусства. Многие,
считали это проявлением «инстинкта украшения». Но всё же, возобладала точка
зрения о культовом предназначении палеолитических изображений. Изображения
размещены в потаённых уголках пещер и служили магическим целям, возле фресок,
вероятно, проводились сложные ритуалы, цель которых состояла в том, чтобы
снискать расположение зооморфных Богов. Охотники, танцуя перед нарисованным
зверем, входили в транс и вступали в некие мистические «переговоры» с его душой.
Они умаляли божество пожертвовать своё тело ради того, чтобы вновь прийти в
мир и возродиться в облике другого зверя. Безукоризненная правильность
изображения, вероятно, увеличивала вероятность сакрального контакта с тотемом —
покровителем рода. (Палеонтологи точно определяли по рисункам вид животного.)
Часто внутри очертаний животного можно увидеть красное сердце. А на некоторых
изображениях прорисованы руки, как знак магического единства человека и
животного. Существует масса рисунков, где изображены люди со звериными головами.
Можно предположить, что во время ритуала кроманьонцы одевали звериные маски,
специально для этого созданные. На изображениях мужчин виден эрегированный
половой орган. Вероятно, ритуал был связан с культом плодородия. Убитое во
время охоты животное с помощью сексуальной магии получало возможность снова
родиться в чреве самки. Кроманьонцы верили, что с помощью особого ритуала можно
вступить в сексуальную связь с животным и в результате на свет появиться
божество с телом зверя. Древние люди знали, что в животном обитает такая же
душа, что и в человеке…
Отголоски охотничьей магии можно встретить сегодня в Южной Африке. У некоторых
племён до недавнего времени был распространён способ охоты, когда человек
маскировал себя шкурой антилопы. Он выставлял её голову и, совершая характерные
для антилоп движения, постепенно подбирался к стаду. Самки благосклонно
относились к приближению возбуждённого псевдо-самца. Индейское племя «собачьи
рёбра» до сих пор использует похожую практику. На охоту идут два человека. Один
из них держит в одной руке голову оленя, а в другой связку веток. Наклоняя
голову оленя, он трёт рогами ветки, как это делает живой олень. Другой охотник
идёт рядом, и они оба подражают движениям ног оленя. Так люди беспрепятственно
заходят в самую середину стада, где могут выбрать себе самую лучшую жертву.
Вероятно, в основе этих охотничьих приёмов — не только подражание…
В пещере Пеш-Шерль учёные обнаружили наряду с фресками скульптурные изображения
зверей, изготовленные примерно 20 тысяч лет назад. В гроте Монтеспан была
найдена глиняная статуя медведя, размером с настоящего хищника. Вместо головы
на плечах находился череп молодого медведя, надетый на колышек, торчавший из
шеи. Вокруг медведя исследователи нашли специальные метательные снаряды — шары
из глины. Среди других подобных изображений исследователи находили груду
обломков боевого оружия: дротиков и копий. Сами изображения носили следы
сильных ударов. Несомненно, кроманьонцы инсценировали апофеоз охоты.
Аналогичные обряды сохранились и у некоторых племён Австралии. На земле
чертится изображение разделанной туши кенгуру. Затем проводится магический
ритуал с песнопениями и танцами. Во время его проведения охотники вступают в
мистическую связь с духом тотема и он дарует им в жертву одного или несколько
кенгуру.
В заключение участники инсценировки метают в тотемное изображение небольшие
камешки и веточки. Во время такой «домашней» охоты совершается магический
ритуал, который затем повторяется на охоте настоящей. Весьма любопытно, что
договорённость с божеством неукоснительно соблюдается. Нередко жертвы с
обречённым видом, как привязанные, сидят и поджидают охотников. Если во время
ритуала душа зверя не дала «добро» на заклание своего тела, то нет смысла
бегать за зверем по полям и весям. Он не даст себя убить…
В Европе и в других местах находят женские статуэтки — «Венеры палеолита». Это
небольшие скульптурные изображения дородных женщин, обширные груди, бёдра и
живот которых указывают на воспроизводящую функцию. Кроманьонцы считали, что
эти фигурки не только способствуют рождению детей и облегчают роды, но, будучи
взятые на охоту, привлекают зверей самцов, что обеспечивало успех всему
охотничьему предприятию.
В селе Костенке на Дону археологи нашли «Венеру» в маленьком отдельном домике,
напоминающем миниатюрную землянку, в которых жили люди той поры. Сверху домик
прикрывала лопатка мамонта, а внутрь были положены три уголька. Исходя из этого,
можно предположить, что «Венеры» выполняли охранительную роль. Вероятно,
кроманьонцы вели родство по материнской линии, и у них в чести был культ
матерей-прародительниц. У кроманьонцев был распространён матриархат… в отличие
от патриархальных современных людей, ведущих счёт родства от Адама, а не от Евы.
|
|