|
другой, несомненно имел место, так как суша ледниковой поры простиралась далеко
к северу за пределы современной береговой линии, и Берингова пролива тогда не
существовало. Никаких следов древнего человека, жившего в этот период в Америке,
до сих пор не обнаружено.
Первые признаки заселения Америки относятся к концу ледникового периода и к
послеледниковому времени, когда льды исчезли и открылась дорога из глубины Азии
сначала на Аляску, а затем и дальше на юг. Уже появившийся на карте мира
Берингов пролив не представлял серьезного препятствия для переселенцев ввиду
своей незначительной ширины, а также потому, что переход мог происходить в
зимнее время по льду.
Американские индейцы по своему физическому облику ближе всего стоят к
монголоидам: их сближают прямые и жесткие волосы, слабый волосяной покров,
относительно выдающиеся скулы. Но вместе с тем можно предположить, что такое же
участие в заселении Америки приняли и предки современных меланезийцев и
австралийцев. Обнаруженные в Бразилии черепа типа Лагоа-Санта имеют большое
сходство с меланезийскими черепами. Об австрало-меланезийской примеси
свидетельствуют также и некоторые антропологические особенности индейцев Южной
Америки и отчасти Калифорнии: волнистые волосы, наличие бороды, широкий нос с
вогнутой спинкой, длинный и высокий череп.
Происхождение языка
Существует довольно много гипотез о происхождении языка, но ни одна из них в
силу отдаленности этого события не может быть подтверждена фактами. Тема эта
издревле интересовала человечество и нашла свое отражение не только в научных
работах, но и в священных книгах различных религий.
Автор языка – Бог?
Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами – эта гипотеза
отражена в религиях разных народов.
Древние индийские Веды рисуют этот процесс так: главный бог дал имена другим
богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога.
Иудеи и христиане считают, что язык был создан под руководством Бога. Вот как
это излагается в Библии: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и
поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал
Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,
соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и
всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и
чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек
человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Бытие,
глава 2).
Мусульмане придерживаются той же точки зрения. Коран говорит, что Адам был
сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». Вдохнув в Адама жизнь, Аллах
«научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами» (2:29).
Однако единый язык Адама, согласно мифам, просуществовал недолго. Люди задумали
построить Вавилонскую башню, которая бы доставала до небес, и Бог покарал их за
гордыню разнообразием языков: «На всей земле был один язык и одно наречие… И
сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И
сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они
делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем лее, и смешаем
там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь
оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя:
Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по
всей земле» (Бытие, 11, 5–9).
Вавилонская башня
Впрочем, позже для проповеди христианства Бог дал апостолам возможность
понимать все языки. Вот что говорится в Деяниях апостолов: «При наступлении дня
Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба,
как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И
явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом
из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как
Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из
всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в
смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и
дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы
слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и
Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и
Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима,
Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о
великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что
|
|