|
употребляли в качестве орудий расколотую гальку.
Каким же образом в одной и той же экологической нише в одно и то же время могли
миллионы лет сосуществовать столь разные формы антропоидов, как австралопитеки
грацильные (Australopithecus africanus), массивные (Australopithecus robustus),
еще более крупные зинджантропы (Zinjanthropus) и несравненно более
прогрессивные хабилисы?!
Ко всему прочему до сих пор нет стройной теории, объясняющей утрату человеком
шерстяного покрова. Не объяснены и другие детали нашей внешности. Почему волосы
остались на голове? Зачем выступают вперед подбородок и нос? С какой целью
ноздри повернуты вниз? Почему зубы человека отличаются от зубов других приматов,
когда они считаются в питании одинаково всеядными?..
Вопросов еще много, но самый, пожалуй, главный состоит в том, откуда взялась
столь невероятная генетическая быстрота, с которой питекантроп превратился в
современного человека?
По общим оценкам, на это ушло всего 4–5 тыс. лет.
Пещерное искусство
Как мы уже знаем, первые инструменты были созданы около 1,5 млн лет назад,
огонь был добыт лишь чуть позже, а вот искусство, которое можно считать
несомненным признаком разума в современном его понимании, появилось всего около
200 тыс. лет назад.
Одним из наиболее ранних образцов искусства считается рубило с украшением из
окаменевших останков морского ежа. Впрочем, и здесь в научных кругах нет
единства. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства гальку,
найденную в Израиле и обточенную, возможно, в форме женской фигуры (скульптор
еще не обладал мастерством античных ваятелей). Но и этот артефакт ненамного
старше: ему, по разным оценкам, от 230 до 330 тыс. лет.
Живопись появилась еще позже. Самым древним ее образцом считаются скальные
росписи в пещере Шове во Франции (La Grotte Chauvet-Pont-d’Arc).
Росписи пещеры Шове
Пещера была обнаружена в декабре 1994 года и названа в честь первооткрывателя.
Ее стены – целая галерея доисторического искусства, а также энциклопедия диких
животных того времени. Здесь изображены и носороги, и львы, и бизоны… Художник
был весьма талантлив и не по годам, вернее, по тысячелетиям, развит.
Специалисты по искусству ледникового периода некоторое время считали, что
возраст рисунков составляет около пятнадцати тысяч лет. Но после того, как
образцы художественного материала, черного древесного угля, были отправлены в
лабораторию для датирования радиоуглерода, выяснилось, что картины относятся к
самому началу верхнего палеолита, то есть им приблизительно 30 тыс. лет!
«Я был бы изумлен, если бы эта дата оказалась правильной, – пишет известный
археолог Пауль Бан. – Это очень плохо согласуется со всем тем, что мы знаем об
искусстве ледникового периода». Он один из противников этой датировки – ведь
надежность углеродного анализа многие справедливо ставят под сомнение.
Но тем не менее это наиболее древние известные нам рисунки, которые разрушают
очередную теорию о постепенном, в течение тысячелетий, формировании искусства.
Если датировка живописи в пещере Шоне верна, то придется признать, что
искусство, как и человек разумный, появилось весьма быстро.
И нет никаких объяснений этому грандиозному эволюционному скачку…
Другим несомненным признаком интеллекта являются язык и речь. К сожалению,
здесь сложно называть точные даты, и можно ориентироваться, лишь основываясь на
косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга
человека, связанных с регуляцией речи, есть уже в черепе Homo habilis, возраст
которого около 2 млн лет. А Homo sapiens обладали речью, по всей видимости, уже
130 тыс. лет назад.
Первые люди были охотниками и собирателями, что подразумевало кочевой образ
жизни, но около 12 тыс. лет назад в их образе жизни произошел ряд крупных
изменений. Сегодня это называют «неолитической (сельскохозяйственной)
революцией». Люди стали не просто собирать пищу, но научились ее
выращивать
.
Это не только дало толчок к развитию оседлости и созданию первых поселений, но
заложило первоосновы торговли, которая способствовала расслоению общества.
Можно считать, что именно в это время зародился тот мир, в котором мы сегодня
живем.
Обезьяну превратила в человека лень?
Но самая, пожалуй, любопытная теория о превращении обезьяны в человека состоит
в том, что сделал это не труд, как учил Фридрих Энгельс, а жульничество и
нечестное поведение. Очень не марксистская точка зрения.
|
|