|
они наблюдали четыре спутника Юпитера, и есть серьезные основания полагать, что
они были знакомы с семью спутниками Сатурна»
[26]
[321, с. 40].
Общим шумерским термином для обозначения небесных объектов (звезд, созвездий и
планет) был «MUL» («сияющий в Небесах»); его аккадским эквивалентом был
«kakkab». Более узким по смыслу был термин «LU-BAD» («бродящие овцы»), которым
обозначались планеты нашей Солнечной системы (буквально: «LU» — «[те, которых]
пасут»; «BAD» — «высоко и вдали»).
В текстах, связанных с планетами, использовался также термин «MUL-MUL», который,
как одно время полагали, обозначал звездное скопление Плеяды. Однако Франц
Кюглер [395] отмечал, что подобная трактовка неверна, так как в контексте
«mulimil ul-shu 12» — «mulmul есть пояс из двенадцати», десять объектов имели
хорошо известные названия, и речь идет явно не о Плеядах.
Другой востоковед, Эрнст Уэйднер, сообщал, что помимо так называемого «Пути
Ану» и двенадцати его знаков зодиака некоторые тексты содержат также описания
эклиптики («Путь Солнца») и список из 12 тел: Солнца, Луны и еще десяти. На
табличке с каталоговым обозначением «ТЕ» он прочитал: «[В том, к чему]
принадлежат Луна и Солнце и где вращаются планеты, всего 12 членов» [448]. Эту
же мысль подтвердил Чарльз Виролло [446], изучавший месопотамский текст «К.
3558», описывающий группу mulmul и kakkabu/ kakkabu.
Kakkabu/ kakkabu
Число ее небесных тел двенадцать.
Домов ее небесных тел двенадцать.
Ее полных лунных месяцев двенадцать.
Обозначим сделанные учеными выводы. Стивен Лэнгдон показал, что деление года на
12 месяцев с самого начала было связано с 12 Великими богами. Фриц Гоммел
продемонстрировал, что 12 месяцев связаны с 12 знаками зодиака и что в основе
этого лежала идея о 12 главных небесных телах. Чарльз Джин составил список 24
небесных объектов — 12 знаков зодиака и 12 членов нашей Солнечной системы [377;
384; 398; 435, с. 202]. Таким образом, под mulmul можно понимать Солнечную
систему, а под «mul» — небесное тело. Разумеется, еще в недалеком прошлом мало
кто пытался рассматривать саму возможность того, что у Солнца может быть
столько планет, и все это относили к разряду казусов.
В вавилонских текстах описывается праздник Акиту (akitu), который, судя по
названию, был посвящен созданию жизни на Земле, так как на шумерском языке
«A-KI-TI» и означает «Создать на Земле жизнь» [438, с. ПО]. Его появление
относят, по крайней мере, к III тысячелетию до н. э. Празднование проводилось в
день весеннего равноденствия. Церемония праздника, имевшего своей целью
«упрочение веры», среди прочего, включала инсценировку движения Нибиру/Мардука
по Солнечной системе и путешествия анунаков на Землю. Праздник продолжался 12
дней. Каждой планете отводился один день праздника, и ее символизировали
«остановкой» или «станцией» (пересечением орбиты). На каждой остановке Мардуку
давали новый титул, а планетам — эпитеты или краткие характеристики, описывался
их внешний вид, роль в системе планет и особенности. То, что названия давались
на шумерском и аккадском языке, говорит о шумерских корнях этого действа.
Сценарий праздника в пересказе 3. Сичина выглядел следующим образом.
Первой «остановкой», как можно допустить, был Плутон. Эту «остановку» называли
«Домом светлых вод» (шум.) и «Домом святости» (аккад.), а Мардука в этом
положении — «Правителем Небес». Вторая «стоянка» называлась «Где поле
разделяется»; значок, обозначающий эпитет Мардука, поврежден. Название третьей
«станции» также повреждено, но начинается как «Место, с которого открыт вид на
планету…» Эпитет Мардука здесь — «Властелин Излившегося Пламени». Далее идет
«Святое место судеб», в котором бога называли «Владыкой Бури Небес и Земли».
Эти три дня, насколько можно судить, посвящались прохождению орбит Нептуна,
Урана и Сатурна. Затем начинались ритуалы, связанные с приближением к планете
«Iku» (Юпитеру). «Станцию» называли «Дорога», а Мардука — «Где Пастух дает
обещание». В этот день читался Эпос о Сотворении мира. Его, таким образом,
можно рассматривать как прелюдию к предстоящей вскоре Небесной Битве. К концу
всенощного бдения Мардук 12 раз провозглашался Владыкой, и декламировались
имена 12 планет Солнечной системы и 12 знаков зодиака.
На шестой день из Борсиппа в храм прибывал «сын и наследник Мардука» — «Nabu»
(Марс). Эта «станция» называлась «Кораблем путешественника», а Мардук в ней —
«Бог отмеченных (обозначенных) ворот». Седьмая «станция» — Земля — была
последней в цепи «остановок» Мардука Ее назвали ''Местом отдыха», и именно там
бог решил «создать жизнь». Седьмой лень также знаменовал победу, одержанную
Мардуком в его борьбе за власть на Земле. На восьмой день имевший после
Небесной Битвы небесную власть Мардук получил и власть земную. В этой связи
хочется особо обозначить связь шумерских космогонических текстов и стихов
Ветхого завета, касающихся семи дней Сотворения мира. Очень похоже, что семь
«станций» странствия Нибиру и семь дней праздника Акиту и стали основой
предания о семи библейских днях Творения.
Заметим также, что четыре остальных члена Солнечной системы (Луна, Венера,
Меркурий и Солнце) образуют «четверку» божеств, которые в тексте упоминаются,
но не являются главными действующими лицами. По мнению А. Джеремаяса, в текстах
Акиту речь шла о редком явлении — параде планет. Семь планет назывались также
«Семеро Сияющих SHU-NU». «SHU-NU» — это те, «кто покоятся в Высочайшем». Но при
|
|