|
излагались в специальных учебных текстах. К примеру, в договорных документах
сначала определялся объект сделки, затем перечислялись имена участников сделки
с указанием их прав собственности. Характерная фраза формулировала
взаимоотношения между, скажем, владельцем и покупателем товара, определяющие
суть самой сделки: «Он купил у…/ Он нанял у…/ Он взял взаймы у…» и т. п. Далее
шли дополнительные сведения, количественные и временные показатели и пр. [176,
с. 222].
Поскольку составляемые документы необходимо было заверять, не умевшие писать
прилагали к документу личную печать-подпись. Вопрос о подделке подписи или
текста был решен своеобразно: полностью оформленный важный документ помещался в
глиняный конверт, на котором делался дубликат. В спорном случае можно было
вскрыть конверт и сравнить внутреннюю и наружную надписи и печати.
Засилье чиновников проявлялось и во времена шумерского царства. Многие монархи,
приходя к власти, обещали народу искоренить беспорядки и беззакония, установить
справедливость, заботиться о том, чтобы «сирота не становился жертвой богача, а
вдова — жертвой сильного» [38, с. 361–364]. Составленный на 350 лет раньше
известного кодекса законов Хаммурапи, кодекс царя Ур-Намму (2112–2094 годы до н.
э.) из 370 строк
[19]
(расшифровать пока удалось 90) очень впечатляет. Одна из древних печатей
приводит сцену того, как бог Нанна передает Ур-Намму «символ власти».
Характерно, что законы в тот период были не столь жестоки, как в позднее время,
и скорее апеллировали к совести граждан.
Как видно до текстов той эпохи, в законотворческих идеях Ур-Намму подражал
своему предшественнику, Уруинимгину (XXIV век до н. э.). Тот около 2500 года до
н. э. провел основательную чистку в рядах чиновников-паразитов и сборщиков
налогов, снизил размеры налогов, узаконил многие права граждан и т. д.
Поэма «Энмеркар и правитель Аратты» свидетельствует о существовании еще около
2800 года до н. э. парламента, состоявшего из верхней (собрание старейшин) и
нижней (все мужчины, способные носить оружие) палат. Задачей парламента было
принятие важных для государства политических решений (например, о начале
военных действий). Подобного рода государственный институт народного собрания,
несомненно, ограничивал царскую власть и являлся признаком демократии.
В Богазкёе, неподалеку от нынешней столицы Турции был найден документ времен
царя Телепину, который является первой известной в Мире конституцией. Его
предваряла длинная преамбула с предысторией хеттского государства. Далее в нем
определялись права народа и знати, устанавливался порядок престолонас-ледования
ит. д. [136, с. 115]. Так что конституция и демократия были «изобретены» в
Древнем Востоке.
Жизненная мудрость шумеров увековечивалась в афоризмах и баснях о животных
(заметим, за тысячелетия до Эзопа!). Вот несколько типичных примеров,
встречающихся в шумерологической литературе — порой забавных, порой грустных, а
подчас глубокомысленных [38, с. 328–329; 127, с. 144–149]:
«Тот, у кого много серебра, может быть и счастлив.
Тот, у кого много ячменя, может быть и счастлив.
Но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно».
«Счастье — в женитьбе.
А если подумать — в разводе».
«
Можно быть у господина, можно быть у царя,
Но хуже всего быть у сборщика налогов».
«Все равно умрем — давай все растратим!
А жить-то еще долго — давай копить!»
|
|