|
трудолюбие и поразительные знания и технологии?
На тему шумерской культуры написано немало интересных книг. Все они пестрят
поражающими воображение фактами. Пожалуй, наиболее сильное впечатление
производят изданные у нас книги американского профессора Сэмюэля Крамера,
авторитета в области литературы, письменности и культуры Шумера в целом. Но
разгадок тайн исчезнувшей цивилизации в этих книгах нет.
Поскольку обжитые районы Шумера были удалены от гор, строительный камень был
там в большом дефиците. Поэтому любой найденный булыжник или валун ценили и
прежде всего старались использовать для воплощения в нем образа богов, важных
надписей и так называемых цилиндрических (роликовых) печатей.
Главным строительным и писчим материалом была, разумеется, глина. Шумеры
понимали, что изделия из необожженной глины недолговечны, поэтому они обжигали
«предметы длительного пользования» в специальных печах. Но для обжига
требовалось Дерево, которое тоже было в дефиците, так что обжигу подвергали,
прежде всего, важные документы и строительные материалы для храмов.
Писали шумерские писцы на влажных глиняных табличках, а иллюстрации и
своеобразные личные клейма они изготавливали на цилиндрических печатях,
изображения На которых создавались «зеркально», так чтобы после прокатывания
цилиндра по мокрой глине образовывалось позитивное изображение. Такой способ
хранения информации оказался практичным и долговечным, и цилиндрические печати
использовались еще и в I тысячелетии до н. э. Так что следует высказать особую
благодарность труду бесчисленных древних писцов и переводчикам Вавилона и
Ассирии, век за веком копировавшим и переводившим древние тексты, нередко не
понимая значения того или иного термина. Именно благодаря им мы смогли
познакомиться с неискаженными древними первоисточниками и «новыми» научными
трактатами, космологическими и богословскими текстами, лирикой, собраниями
заклинаний и предсказаний, поэмами и эпосами, историческими сочинениями,
различными рецептами, псалмами и гимнами богам, и даже колыбельными… Особую
роль в понимании быта и мироощущения шумеров сыграли сведения личного характера
(распорядок дня, особенности учебы и труда, нравоучения). Как говорилось, всего
в библиотеке Ашшурбанипала было обнаружено около 25 000 табличек. Любопытно,
что там же был найден и один из библиотечных каталогов — на табличке размером 6,
5x3,5 см содержались названия 62 произведений.
Установлено, что шумерами был заложен фундамент нынешних знаний по математике и
астрономии. В библиотеке царя Ашшурбанипала были обнаружены многочисленные
сложные астрономические таблицы. В них приводились списки звезд и планет,
излагались правила вычисления астрономических событий (положений Луны и планет,
лунных и солнечных затмений). Там же приводились результаты вычислений (так
называемые эфемериды), причем это были не только расчеты ежедневных положений
Луны, планет и Солнца, но и расчеты затмений на 50 лет вперед!
Некоторые востоковеды считают, что все это было нужно для выполнения культовых
обрядов и астрологии, фундамент которой был заложен в Двуречье. Но если принять
эту точку зрения, получается, что астрология требовала точных и всесторонних
познаний в астрономии вообще, что отмечал Р. Томпсон, изучавший тексты I
тысячелетия до н. э. [441]. А значит, и в этом случае астрономия занимала
самостоятельное почетное место в ряду шумерских наук.
Одним из астрономических текстов является «Enuma Anu Enlil» («Когда Ану [и]
Энлил»). Двадцать три его таблички содержат детальное описание положений Луны и
Солнца, планет и звезд и метеорологических явлений. В них истолковываются
астрологические связи; описываются перемещения планет, — необычные (аномальные)
облачные образования (см. главу 20) и некие «сияния» [176]. В современной
астрономии такого рода издания тоже существуют и называются астрономическими
календарями.
Как установил профессор Джордж Сартон, в древней Месопотамии знали три способа
вычисления расстояний между неподвижными звездами. Причем более древний метод
из Урука оказался самым изящным и точным [427]. Это, несомненно, давало
шумерским жрецам возможность составлять звездные каталоги и карты. Кстати,
первая карта звездного неба попала к нам все из того же шумерского царства. Во
всяком случае, европейцы в лице греков получили такие карты с названиями
созвездий и звезд от хеттов, которые в свою очередь заимствовали их у жрецов
Двуречья.
И вот что интересно. Профессор О. Нейгебауэр, специализировавшийся в изучении
древней астрономии и математики, заключил, что, следуя при расчетах лишь
определенным математическим процедурам и шаблонам, астрономы Вавилона не знали
самой теории, позволяющей делать эти сложнейшие расчеты, что говорит о
заимствовании уже готовых методов расчета у другой, более опытной в математике
цивилизации [414].
И все же, познания шумеров в математике были весьма обширны. Основополагающими
прежде всего были практические аспекты этой науки, такие как вычисление
площадей сложных фигур и правило, известное как теорема Пифагора. Производилось
извлечение корней и решение уравнений с двумя и тремя неизвестными. И даже всем
ныне известные «золотые пропорции» и числа Фибоначчи активно использовались при
строительстве и разного рода расчетах [147, с. 274–302]. Шумерская система
исчисления является шестидесятеричной и базируется на комбинации чисел 6 и 10.
(О ней мы будем говорить в главе 17.) Перечисляя свои достоинства, царь
Ашшурбанипал писал, что среди прочего он «научился находить сложные обратные
дроби» [176, с. 247]. Таким образом, математика в Месопотамии также была в
большом почете.
Ячейкой общества считалась моногамная семья. Причем, как свидетельствует
судебный архив в Лагаше, имелась и существующая в современном обществе форма
|
|