|
постепенным. Но как только камень сдвинулся с мертвой точки, вместо того, чтобы
дюйм за дюймом ползти вверх по склону, он заскользил довольно быстро, постоянно
набирая момент движения. Фактически он перемещался со скоростью нормально
идущего человека».
Хотя никто не может утверждать с уверенностью, использовался ли этот метод
строителями Стоунхенджа, он явно находился в пределах их технологических
возможностей.
Воздвигнуть огромную каменную плиту оказалось гораздо проще. На месте установки
заранее выкопали яму, а затем подтащили каменный блок к самому краю, так чтобы
он немного нависал над ямой. На вершину бетонного блока поставили небольшую
тележку, нагруженную камнями. Потом ее начали медленно подтягивать к яме;
мало-помалу центр тяжести сместился, и крупный блок, качнувшись, скользнул в
яму. Для того чтобы поставить его вертикально, понадобилось чуть больше усилий,
но в конце концов это было сделано с помощью треугольной деревянной рамы и
команды добровольцев, тянувших за канаты.
Последняя операция - укладка горизонтальной перемычки на два стоячих камня для
создания завершенного трилитона - была выполнена с помощью деревянного настила.
Однако инженеры и археологи сошлись на том, что более вероятный метод
заключался в постепенном подъеме на нужную высоту с использованием рычагов и
деревянной крепи, когда люди одновременно налегали на рычаги с обеих сторон,
приподнимая камень, а затем под него быстро подкладывалось очередное бревно.
Этот метод не стали пробовать за недостатком времени, но небольшой эксперимент
доказал его действенность.
Микенцы, бритты и бретонцы
Теперь мы знаем, каков возраст Стоунхенджа, откуда были доставлены камни и как
он был построен, но это не дает ответа на вопрос, кем были его строители.
Ранние теории, в которых фигурировали саксы, датчане, римляне, финикийцы и даже
друиды (см. приложение «Друиды»), исключались в силу новой датировки монумента.
Ни один из этих народов не населял Британию в эпоху неолита или бронзового века.
Более приемлемый кандидат появился в июле 1953 года. Ричард Аткинсон
фотографировал надпись, датируемую XVII веком, на одном из сарсенов в
подковообразном построении, когда заметил на камне слабые очертания вырезанного
кинжала. При более тщательном рассмотрении открытие Аткинсона сильно
взволновало его. Резное изображение показалось ему похожим не на доисторический
британский кинжал, а на орудие микенской цивилизации древнего Средиземноморья;
похожие кинжалы датировались археологами примерно XV веком до н. э. Аткинсон
пустился в рассуждения о том, что сам Стоунхендж мог быть построен под влиянием
микенской культуры, так как методы, использованные при его постройке, якобы
превосходили возможности доисторических бриттов:
«Гораздо логичнее рассматривать их как продукт сравнительно развитой микенской
культуры, а не по сути варварской, пусть даже процветающей бриттской
аристократии».
Другие археологи пренебрежительно отнеслись к этой гипотезе, указав на то, что
сами микенцы не построили ничего, даже отдаленно напоминающего Стоунхендж, а
точно определить тип кинжала по плохо сохранившейся резьбе на выветренном камне
можно лишь очень пристрастным взором. Если даже оставить в стороне полную
неправдоподобность этой теории, современная программа радиоуглеродной датировки
показывает, что сарсен с вырезанными кинжалами был воздвигнут до 2000 года до н.
э. Таким образом микенцы не могли быть строителями Стоунхенджа.
Наиболее современная гипотеза континентального влияния была выдвинута Обри
Барлом, главным авторитетом в области изучения каменных кругов Британии. Он
утверждал, что подковообразное расположение камней в Стоунхендже крайне редко
встречается в Британии, но его чаще можно видеть в Бретани на северо-западе
Франции. Связи между бриттами и бретонцами в бронзовом веке уже доказаны,
наряду со значительным сходством керамики, золотых украшений и кремневых орудий.
По признанию самого Барда, мегалиты в Бретани более поздние, чем Стоунхендж,
но, возможно, одна аналогия может перенести нас в эпоху неолита. На одном из
камней нанесены контуры прямоугольного участка, которые Аткинсон и другие
исследователи сравнивают с резными геометрическими рисунками, обнаруженными в
мегалитических гробницах Бретани. Но эту аналогию нельзя считать четко
установленной, так как ученые из группы Росса Клиэла предположили, что
прямоугольник был вырезан уже после падения камня в 1797 году: это была
заготовка панели, на которой некий честолюбивый англичанин надеялся
впоследствии вырезать свое имя. Барл отвергает этот аргумент на том основании,
что обработка панели с помощью молотка и зубила должна была занять несколько
недель.
Реакция археологического сообщества на теорию Барла в целом была
неблагоприятной. Главным препятствием опять является датировка Стоунхенджа, на
этот раз не слишком ранняя, а слишком поздняя. Подковообразные структуры и
образцы резьбы по камню в Бретани появились более чем через 1000 лет после
окончания этой фазы строительства Стоунхенджа, и нам остается лишь гадать,
|
|