|
В конце I в. до н. э. в небесах над Ближним Востоком появилось знамение,
возвещавшее о начале новой эры в истории человечества. Рассказ об этом,
поведанный в Новом Завете, известен каждому из нас. Палестина, которая тогда,
как и теперь, представляла собой кипящий политический котел, находилась под
римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот царь
Ирод с трудом удерживал власть в своих руках. Иудеи, отказавшиеся принять
каноны греко-римской культуры, исподволь насаждаемые царем Иродом, уверенно
предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали
знамений, возвещающих о его появлении. Такова была общественная и политическая
обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос,
а в Иерусалим пришли некие таинственные путники:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в
Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы
видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Евангелие от Матфея,
2:1-2).
Царя Ирода несомненно устрашило предсказание о рождении человека, который
станет новым царем. Собрав совет из высших жрецов и ученых, он приказал им
определить место рождения обещанного Мессии, или «Царя Иудейского».
Ветхозаветный пророк Михей (5:2) предсказал, что из маленького городка Вифлеема
некогда придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с
мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под
лицемерным предлогом, будто он сам хочет оказать ему почести.
Мудрецы, или волхвы, пришли в Вифлеем и снова увидели звезду: «И се, звезда,
которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и
остановилась над местом, где был Младенец» (Евангелие от Матфея, 2:1-2).
Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение - хотя одного
здравого смысла было бы достаточно - «иным путем отойти в страну свою», не
возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца,
он «весьма разгневался». Упустив свой шанс найти нового Мессию, он приказал
казнить каждого ребенка в возрасте до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Тем
временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.
Евангельская истина
Живописная история о волхвах и Вифлеемской звезде теперь является неотъемлемой
частью рождественского фольклора во всем мире… но насколько она достоверна?
Эту историю можно обнаружить лишь в одном из четырех Евангелий, а именно - в
Евангелии от Матфея. Имея лишь один источник информации, историки обычно очень
осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности
всех Евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из
наиболее ранних описаний жизни Христа, а потому наиболее достойным доверия. С
другой стороны, первые главы Евангелия от Матфея часто рассматриваются как
компиляция фактов и вымысла. Предполагаемые пророчества из Ветхого Завета
цитируются Матфеем в четырех случаях, каждый раз вместе с примечанием, что они
исполнились, когда произошли определенные события. К примеру, Матфей
ассоциирует бегство Святого Семейства в Египет и Его последующее возвращение с
высказыванием из книги ветхозаветного пророка Осии (11:1): «Когда Израиль был
юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего».
Было бы легко прийти к заключению, что св. Матфей выдумал историю Рождества от
начала до конца, подкрепив ее лишь цитатами из старых пророчеств, чтобы придать
Иисусу необходимые полномочия иудейского Мессии. К примеру, историк Майкл Грант
утверждал, что на самом деле Иисус родился в Назарете, в провинции Галилеи (где
он провел свое детство), а св. Матфей «исправил» биографию Христа в
соответствии с пророчеством Михея, согласно которому в Вифлееме должен родиться
великий духовный пастырь Израиля.
Теоретически такие поправки, внесенные в повествование Ревностным апостолом
Христа, вполне возможны, но при более тщательном изучении текста становится
ясно, что история Рождества не может быть выстроена на основе пророчеств из
Ветхого Завета. Прежде всего эти пророчества лишь с большой натяжкой можно
сопоставить с описываемыми событиями. Если взять цитату из Осии не отдельно, а
в контексте повествования, становится ясно, что это вообще не пророчество. На
самом деле Осия говорил об Исходе; о том, как Иегова освободил племена Израиля
из египетского рабства по меньшей мере за 1200 лет до рождения Христа. Далее он
сообщает, что «сын» (то есть народ Израиля), выведенный из Египта, вскоре впал
в грех идолопоклонства, о чем говорится уже в следующем стихе из книги Осии.
Это вряд ли может иметь отношение к Христу при любой интерпретации. Слова Осии,
вырванные из контекста, никак не соотносятся с историей Рождества.
Будучи самым слабым местом в Евангелии от Матфея, «пророчества» свидетельствуют
о том, что в своей работе он опирался в основном не на них, а на устную
традицию, сохранившую подробности рождения и детства Иисуса. Если бы св. Матфей
выстраивал события на основе старых пророчеств, то надо полагать, он нашел бы
более удачные примеры. В любом случае, идея о том, будто св. Матфей мог
выдумать историю о Вифлеемской звезде, сама по себе является большой натяжкой и
не выдерживает критики.
Думая о большинстве чудес Христа, таких, как «насыщение пяти тысяч», мы
|
|