|
Был ли «долгий день» Иисуса Навина следствием падения кометы или фрагмента
кометного вещества, упавшего подобно огненному шару над Тунгуской? Кажется
маловероятным, что комета, пусть даже очень яркая, могла стать «солнцем»,
освещавшим поле битвы у горы Вифорон. Такую комету видели бы в течению многих
дней, и ночью, и днем, поэтому ее было бы легко отличить от солнца. Огненный
шар тоже не мог стать «солнцем» из истории Иисуса Навина: тунгусский метеорит
был виден лишь в течение нескольких секунд до взрыва. Однако комета,
по-видимому, действительно наблюдалась на небе в то время. При осаде Иерихона
перед Иисусом Навином предстало небесное видение:
«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит перед ним
человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли
ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь
пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему что
господин мой скажет рабу своему?» (Иисус Навин, 5:13-14).
Форма комет пробуждает в воображении образный ряд, связанный с мечами. В X веке
до н. э. царь Давид «поднял глаза свои и увидел Ангела Господня, стоящего между
землей и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым над Иерусалимом» (1-я
Паралипоменон, 21:16). Сходными образами пользовался иудейский автор Иосиф
Флавий, описавший появление кометы Галлея в 66 г. н. э. как небесный меч,
нависший над Иерусалимом (см. «Вифлеемская звезда» далее в этой главе). Легко
понять, почему комета, которую видел Иисус Навин, стала ангелом в интерпретации
составителей Ветхого Завета: они сделали это с целью избежать ужасного
признания, что один из патриархов израильского народа «упал на лице свое» и
поклонился небесному знамению. Этим объясняется и тот факт, что Великовский,
ортодоксальный иудей, никогда не привлекал внимания к данному отрывку из книги
Иисуса Навина.
«Пропавший день»
Варианты решения проблемы «долгого дня» Иисуса Навина периодически появляются в
печати. К сожалению, одно из наиболее часто предлагаемых «решений» было лишь
препятствием для серьезной дискуссии на эту тему.
В 1970-х годах в бульварной прессе циркулировала история о том, как ученые НАСА,
выполнявшие компьютерные расчеты движения планет в прошлом и будущем,
обнаружили «пропавший день». Компьютер якобы остановился на конкретной (но не
названной) дате в эпоху Иисуса Навина и показал, что из его расчетов выпадает
один день. Пораженные ученые проверили оборудование и снова запустили программу,
однако сбой произошел на той же самой дате. Потом кто-то вспомнил историю
Иисуса Навина, в которой солнце остановилось на один день (или примерно на
день). При более пристальном изучении специалисты НАСА предположительно
обнаружили, что «пропавшее» время составляло 23 часа 20 Минут, то есть немногим
менее суток.
Нелепость этой выдумки бросается в глаза. Никакой компьютер не может рассчитать,
что целый день, минута или даже секунда «пропала» из истории. Ныне это
считается образчиком современной мифологии, или городского фольклора - вроде
периодически повторяющихся сообщений о рассеянных пожилых дамах, сующих своих
пуделей в микроволновую печь, чтобы подсушить их после дождя. Обычно
происхождение подобных историй трудно определить, но в данном случае
исследователи обнаружили источник: им оказался Гарольд Хилл, утверждавший, что
он лично присутствовал в Годдардовском центре космических полетов НАСА, когда
произошли предполагаемые события. В прошлом Хилл был президентом «Куртис энжин
компани» из Балтимора, участвовавшей в поставках и наладке дизельных
генераторов для Годдардовского центра. Однако он никак не был связан с
компьютерными операциями, и НАСА отрицало, что подобный эпизод вообще имел
место.
О причинах, толкнувших Хилла на эту мистификацию, можно только гадать. В конце
концов он признался в том, что «подменил некоторые детали, касающиеся мест и
имен». Иными словами, связь с НАСА была вымышленной, однако Хилл по-прежнему
настаивал на том, что проблема «пропавшего дня» существует на самом деле.
По-видимому, настоящим источником информации для Хилла (и единственным, о
котором он смог упомянуть) были не озадаченные ученые НАСА, а Чарльз Тоттен,
писатель XIX века. В 1890 году Тоттен опубликовал книгу под названием «Долгий
день Иисуса Навина и циферблат Ахаза: научное подтверждение», в которой он
утверждал, что обнаружил «пропавший день» благодаря расчетам, основанным на
записях о прошлых затмениях. Разумеется, результат, полученный Тоттеном, не
имеет никакого научного значения. Чтобы доказать факт значительных нарушений
вращения Земли с помощью математических расчетов, астрономы должны располагать
полными и точными сведениями о солнечных и лунных затмениях до и после эпохи
Иисуса Навина. К сожалению, в нашем распоряжении нет ничего подобного. Сам
Тоттен не потрудился опубликовать свои датировки или материалы расчетов,
ограничившись лаконичным и пренебрежительным замечанием: «Сами цифры не
представляют интереса ни для кого, кроме исследователя».
Итак, если мы ищем упоминание о комете во время жизни Иисуса Навина, то одно,
по крайней мере, имеется в наличии. Однако видение произошло за несколько дней
или даже недель до каменного дождя на горе Вифорон. Можно ли связать воедино
все эти нити и все-таки найти объяснение «долгого дня»?
|
|