|
Кромлехи
Кромлехи — это ряды небольших камней, чаще поставленных в круг, но иногда и
прямоугольником, причем совершенно не очевидно, что те и другие имели
одинаковое назначение.
До сих пор никто не дал этим сооружениям достойного объяснения. Ясно одно: они
окружают некое место, можно предположить, что именно это место было самым
важным, именно ради него строился памятник.
Кромлехов должно было быть очень много, но большая часть исчезла. Камни,
ограничивавшие место, были небольшими, унести их было нетрудно.
На месте кромлехов часто что-то строили, и камни шли на другие цели. Так, в
Нантерре еще в XVIII веке из земли торчала половина одного камня, но позже она
исчезла.
Кромлехи существовали повсюду, где были мегалитические памятники, что
заставляет предполагать, будто они относятся к той же эпохе и играли
определенную роль в жизни людей той эпохи.
Никто не дал разумного объяснения кромлехам, скорее всего, потому, что идея
земных токов долгое время была чужда современной науке. Ученые современного
мира — книжники, их образ жизни влияет на физическую чувствительность. В книгах
не говорится, что земные токи существуют, следовательно, токов нет.
Их нет, но чувствительные инструменты могут их обнаружить. Долгое время
«водоискательство» считалось мошенничеством и суеверием, хотя вся Европа
покрыта колодцами, вырытыми по указаниям «водоискателей», чувствующих воду.
Для людей с сохранившейся чувствительностью важно было отметить место, если оно
обладало особенными свойствами или значением.
Считается установленным, что ограды были как-то связаны с религией, с каким-то
суеверием, проистекавшим из «доисторического страха», и с какой-то «магией».
Я уверен, что речь идет о религии, притом о религии в полном смысле этого слова,
то есть воинствующей.
Мы часто забываем о том, что большинство сохранившихся кромлехов часто называют
«танцевальными залами». Танцы гномов, танцы фей или, как в Стоун-хендже,
который по-гэльски называется Cathoir Ghall, танцы великанов.
Иногда ограды из камней нет, ее заменяют насыпь или ров, а называется все это
кругом фей.
Менгиры и ряды камней оказывали «магическое» воздействие на землю, а кромлехи —
на людей.
Любой обрядовый танец связан с «танцем» Вселенной, то есть подражает ему, а
разница между профаном и посвященным проявилась очень рано и ознаменовала
начало отдаления человека от Природы.
Древние не устанавливали такого различия, для них все, что было живым, в том
числе камень, имело священное содержание как носитель жизни, и в этом они, с
точки зрения философской, были более «продвинутыми», чем мы. Фаллос имел для
древних людей божественное значение, был символом, не имеющим ничего общего с
порнографическим эротизмом некоторых современных извращенцов.
Танец был священным занятием, приобщавшим человека к жизни всей Вселенной.
Не следует понимать слово «танец» в том смысле, который мы вкладываем в него
сегодня, считая его «бесплатным удовольствием», развлечением. Хотя ритмичные
движения всегда доставляют удовольствие.
Мне неловко говорить банальности, связанные со словом «ритм», но разве жизнь во
Вселенной не есть ритм? Когда мы говорим о законах, управляющих звездами и
планетами, мы лишь описываем — в современных терминах — солнечные, лунные,
планетные, галактические ритмы.
Год, месяц, время года, сутки — все это ритмы, в которых проявляется жизнь
земли, неба, Вселенной.
Мы все, от камня до человека, вовлечены в ритм. В нашей жизни есть весна, лето,
осень, зима. Мы живем по ритмам. Пора спаривания животных не может уклониться
от этого сезонного закона, и в этом смысле эротизм имеет свой священный аспект.
Каждое живое существо имеет свои собственные ритмы — сердечный, дыхательный и
другие, все они взаимозависимы.
Жизнь на другой планете потребовала бы приспособления персональных ритмов к ее
ритмам. То же происходит при смене места жительства. Безукоризненное равновесие
существа требует точного приспособления его личного ритма ко всем ритмам,
управляющим данным местом.
С этой точки зрения танец становится попыткой включения в ритмы местности,
более общие, чем личные ритмы каждого человека.
Танец есть религиозное средство связи, устанавливающейся между человеком и
жизнью Вселенной в целом. Это может быть йога, а может быть и то, чем считала
его суфийская секта,
[31]
«дервиши», которые использовали танец для вхождения в экстаз.
Все религии использовали этот способ, более чем эффективный. Танцевали во время
элевксинских мистерий, ро время вакханалий, где вино помогало перейти «во
второе состояние», танцевал Давид, причем не один.
Женщины-друиды на острове Сены танцевали, чтобы впасть в транс. Пока все
христианские обряды не были сметены, словно наводнением, в XIV веке, танцевали
в церквах, или в круге, как в Шартре, где танцующих возглавлял епископ, или в
|
|