|
Я взял эти два района просто для примера, но есть много других, где, несмотря
на древность, так же легко обнаружить имя Бога.
Случается, что его имя изменилось, но не сильно: по крайней мере, оно всегда
узнаваемо. Как обычно, гласные менее устойчивы, Ю часто становится А, как в
Ланьи, пли АН, как в Лангон, бывают также У или И. Иногда Г превращается в С
или Ц: Люг становится «Люс» или «Люц». Что касается окончания, указывающего
место, оно подчиняется правилам диалектов. Люсси или Ликси становится Люкуй на
востоке; Люсе в Пуату, Турени, Берри, где может быть и Люши; оно становится
классическим Люссак в Нижнем Пуату, Лимузене, Перигоре и Оверни, где иногда
бывает и местным Люшья.
Бывают и другие окончания, которые, несомненно, соотносятся с особенностями,
признаками, качествами, которые нам известны, так, например, Люготиция, которая
превратилась в Лютецию. Во всех случаях замечательно одно обстоятельство —
никогда не присоединяются латинские окончания. Ни «локуса», ни «виллы» для Люга.
Люг старше Рима, и романская Галлия не давала больше «владений» Люгу.
А еще у Люга есть подруга, «Люгина», которая почти всегда превращается в
Люзину; древняя «Мер-Люзина» (мать-Люзина) перешла в народные сказки под именем
Ме-Люзииы, к которой люди до сих пор относятся с нежностью, поскольку в этих
народных преданиях она никогда не причиняла зла.
«Люзина» для Люга то же, чем в последующую эпоху будет для Белена Белисама,
материальное воплощение Бога, которое Бог может оплодотворить.
Вся созидающая сила Люга ничего не стоит — в земном смысле слова, — если нет
того, что он может оплодотворить…
"Владения Люга" в Антре-де-Мар
Легенда, дошедшая до наших дней, сделала из Мелюзины великую строительницу. Ее
связали (не знаю когда) с лузиньянскими приключениями.
[15]
Легенда красива.
Итак: младший сын владетеля Пуату Раймонден охотился и нечаянно убил своего
наставника графа Пуатье. Возле источника Се (жажда) он встретил «фею», влюбился
в нее, она его тоже полюбила.
Раймонден женился на фее и, по ее совету, попросил у своего сюзерена во
владение участок земли, «который можно покрыть шкурой оленя». Мелюзина
разрезала эту шкуру на тонкие полоски так, что получилась «веревка», которая
окружила не только город Лузиньян, но и много других земель, лесов и других
окрестностей (геометрическая граница, где находится владение «хитроумного»
Люга…).
Затем она затеяла строительство замка силами множества рабочих, которых
призвала неизвестно откуда, «и делали эти каменщики столько работы и так быстро,
что все, кто проходил мимо, были изумлены».
[16]
Однажды построила прекрасная дама Город и замок Мелль, Потом были Муван и
Мерван, Потом башня Сен-Мексан…
У этой Мелюзины была одна удивительная особенность: она должна была в
определенные дни прятать ноги, поскольку они выдавали ее происхождение,
превращаясь в рыбий хвост, в хвост змеи или же (в других вариантах легенды) в
лапы, как у лебедя. Она «птице-ногая». Лебедь (Синь) ирландского эпоса…
Возможно, ее имя было — Люг-синь, кто знает?
Когда Раймонден Лузиньянский обманом вызнал ее тайну, она исчезла навсегда.
Если Люг оставил в Древней Лигурии имена своих священных мест, то и Люзина
оставила там свои, не только на землях Лузиньяна в Пуату, но и во многих других
местах.
Есть еще Люзиньи в Шампани, возле таинственного леса Орьян; в Верхней Луаре —
Лезинье; в Пуату — Люзиньяк и Лезиньяк; Лезиньяк и Люзиньяк — в Лимузене;
Люзиньи — в Турени; Люзере — в Берри; в Каркассе — Лезиньян и Линьян; в
Восточных Пиренеях — Лезиньян; в Альбиго — Люзьер; еще один Люзьер — в Бовези;
в районе Авиньона — Лединьян; в Пригоре — Люзиньяк; в районе Лиона — Люзине; в
Оверни — где пришепетывают — Лижиньяк; на Лауре, в Ниверне — Люзиль…
Само постоянство имени, почти неискаженного, несмотря на различные диалекты и
даже разные языки, показывает, что в основе лежала единая вера или общие
предания и — в любом случае — поклонение и уважение одному и тому тоже.
И она, Мелюзина, всегда находится недалеко от тех мест, где сосредоточены
дольмены, по преданиям, у нее было и собственное царство.
Люг — это воздух и огонь, Люзина — земля и вода. Она — Мать-Земля, но тайны ее
природы и происхождения скрыты, возможно, ее слугами, этими работниками,
которые строили так быстро и так хорошо, которые переходили от стройки к строке,
которые в своих руках держали знание этой природы…
Красочные подробности легенды сообщают, что во время строительства звучала
музыка, действовавшая на камни, которые сами укладывались на нужное место:
|
|