|
Б.Леонтьев
Третье измерение пирамиды Хеопса и Стонхенджа
Пирамида Хеопса, Стонхендж
Кандидат экономических наук Б. Леонтьев
Третье измерение пирамиды Хеопса и Стонхенджа
Множество предположений о назначении египетских пирамид, думается, можно
разделить на доминирующие, как наиболее вероятные, и на второстепенные,
вспомогательные. Считается, что они предназначались для религиозных, ритуальных
и погребальных обрядов или служили обсерваториями. Не исключено, однако, что
они предназначались для решения совсем других задач.
Ровные грани пирамид дают на земле четкую тень. Ее смещение можно измерить с
большой точностью.
Никогда не собирался заниматься гипотезами в тех областях, где не
специализируюсь. Но при поиске и описании исторических фактов для
разрабатываемых в нашем институте «эффекторов» — первоисточников эффектов и
«идеосфер», моделей систематизированных знаний, обнаружил, что пирамиды и
Стонхендж полностью соответствуют критериям наших моделей. И совершенно
неожиданно возникла весьма правдоподобная гипотеза, что они выполняли одну и ту
же функцию. Кстати, датируются они одним и тем же периодом — началом III и
концом II тысячелетия до нашей эры.
Аргументы в пользу ритуального назначения египетских пирамид и Стонхенджа
весьма слабы, поскольку уж слишком трудоемок и громоздок ритуал. Не были наши
предки столь глупы и фанатичны, как о них думают приверженцы этой версии. А
мнение Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко, что пирамиды, построенные за сотни лет
до новой эры, изображали христианскую Троицу, еще более несостоятельно.
Чтобы выдвигать какие-то гипотезы о прошлых цивилизациях, на мой взгляд, нужно
исходить из аксиомы: наши цивилизационные предки не были глупее нас. Мы их
превосходим, во-первых, уровнем знаний, накопленных веками, и, во-вторых,
технически, то есть тем, что В. И. Вернадский называл ноосферой. Но не умом, не
тем, что дано нам генетически. Здесь мы равны.
Второе исходное определение состоит в том, что каждому уровню знаний
соответствует своя религия, которая если не актуализируется, то отмирает,
меняется на новую. Из истории хорошо известны попытки поставить знания позади
религии — их осветили костры инквизиции. Позже история расставила все по
местам: знания первичны, религия вторична. Но еще жрецы тех лет, создавая
устойчивую религию и завоевывая умы, решали наиболее актуальные научные задачи.
На этом базируется наша гипотеза.
Великие сооружения строились под великие задачи, и там нет изначально какого-то
надуманного, сверхъестественного предназначения. В ритуальных целях ими стали
пользоваться позже. Известно, что великие идеи, равно как и люди, всегда
обрастают сплетнями и легендами. То же и здесь: чем глубже в историю, тем
больше сверхъестественного и загадочного.
Главное назначение египетских пирамид, а равно и Стонхенджа, одинаково — это
первые в мире крупные измерительные приборы для определения циклов движения
Солнца на небосводе больше годичного. Прочие астрономические измерения для этих
сооружений были функцией сопутствующей.
И египтяне и британцы знали только о двух солнечных циклах — суточном и
годичном. Если есть два цикла, то, скорее всего, есть и третий! Каков он?
Ответив на него, можно более точно корректировать все календари и вообще знать,
что ожидает человечество спустя столетия и тысячелетия. Было ясно, что годы и
десятилетия систематических наблюдений за Солнцем не дадут ответа на этот
вопрос. Нужны более длительные наблюдения.
Огромные приборы мы строим и сегодня. Это гигантские радиотелескопы и
синхрофазотроны, позволяющие накапливать новые массивы знаний. Каждой эпохе
свойственны свои научные задачи и свои инструменты их решения.
В то время и в Египте и в Британии обожествлялись неодушевленные объекты
природы. От Солнца зависит все живое на Земле, поэтому статус самого главного
божества в ту языческую эпоху ему был обеспечен. Познать секреты «бога» —
значит, приблизиться к нему, стать с ним в чем-то вровень. Таковы, скорее всего,
были установки жрецов, выполнявших в то время функции мудрецов, политиков,
ученых и религиозных деятелей. Жрецы были людьми самыми образованными,
любознательными и творческими. На них лежала ответственность за предсказание
будущего и укрепление своей религии. Поэтому их больше волновали циклы Солнца,
учитывая его влияние, чем положение звезд.
Уровень знаний о циклах движения Солнца на небосводе на тот период и в Египте и
в Британии был примерно одинаков. Кстати, он не слишком сильно отличается от
современного, поскольку о других солнечных циклах мало кто из неспециалистов
знает. И тогда и сегодня было известно, что у Солнца, по сути, два цикла
движения на небосводе — суточный и годичный, обусловленные вращением Земли и ее
обращением вокруг Солнца. Месяцы, по-видимому, появились от лунных циклов и от
потребности делить на части год, а недели — от потребности дробить месяцы.
|
|