|
Шестой граф Карнарвон в своих мемуарах также описывает подробности визита
своего отца к Вельма и утверждает, что во время второй встречи ясновидящий
хиромант предостерег лорда от возвращения в Египет, ибо там его ожидает гибель.
[242]
Лорд Карнарвон в сопровождении леди Эвелин уехал в Египет в середине января, а
в среду 31 января уже прибыл в Долину Царей. Он внимательно осмотрел сокровища,
извлеченные из Вестибюля, в соседней гробнице Сети II, которая служила
лабораторией, а в последующие дни находился в гробнице Тутанхамона, принимая
разного рода посетителей и высоких гостей и вообще держа себя так, словно
усыпальница фараона была его, лорда, личным владением.
Голоса возмущения
После изъятия из Вестибюля в первые месяцы 1923 г. многочисленных сокровищ
международная пресса начала раздувать шумиху и сочинять всевозможные истории,
поставившие Тутанхамона в центр внимания широкой общественности. Газеты почти
ежедневно публиковали заметки за подписью «специальный корреспондент в Луксоре»,
уверявшие, что никто не в силах устоять перед очарованием сокровищ Древнего
Египта. Таким образом, некоторые люди начали делиться с публикой своими
мнениями насчет ограбления царской гробницы. Одним из таких персонажей была
автор готических романов Мэри Макэй, более известная под псевдонимом Мария
Корелли (1855–1924), чьи оккультные новеллы пользовались любовью самой королевы
Виктории. Как и Амон, Корелли пользовалась известностью у людей богатых и
влиятельных, в числе коих были Эдуард VII, на коронации которого она
присутствовала, Марк Твен и немецкая императрица, супруга Кайзера Фридриха.
[243]
Спустя несколько недель после официального вскрытия гробницы Тутанхамона
Корелли написала письмо в «Нью-Йорк Таймс». В нем она уверяла, что в одной
древнеегипетской книге, находящейся в ее собрании, есть ссылка на тот факт, что
«самые суровые кары ожидают взломщика запечатанной гробницы».
[244]
Что побудило Марию Корелли выступить в «Нью-Йорк Таймс» со столь эксцентричным
заявлением, непонятно, тем более что название этой таинственной
древнеегипетской книги в ее собрании так и осталось неизвестным.
Недавно было высказано предположение, что Мария Корелли просто была сторонницей
идеи проклятия египетских гробниц и мумий, широко распространенной в различных
историях о сверхъестественном, излюбленных в XIX в..
[245]
Например, доктор Доминик Монтсеррат из Уор-викского университета обнаружил
истоки идеи о проклятии мумий в забытой детской книжке, изданной в 1820-е гг.
25-летней англичанкой по имени Джейн Лаудон Уэбб. Увидев на выставке в
Пиккадилли Циркус древнюю мумию, представленную итальянским силачом и искателем
приключений Джованни Бельцони, она спешно сочинила рассказ под названием
«Мумия». В нем говорилось о мстительном египетском духе, вернувшемся к жизни и
угрожающем погубить героя рассказа. Затем в новелле под названием «Плоды
стараний», написанной в 1928 г. анонимным английским автором, искатель
приключений, оказавшийся внутри некой египетской пирамиды, использует отдельные
фрагменты мумии в качестве факелов, чтобы осветить себе путь в пирамиде.
[246]
Вдохновившись этими ранними фантазиями, в 1869 г. американская новеллистка
Луиза Мэй Элкотт (1832–1888) написала историю под названием «Затерянный в
пирамиде».
[247]
В ней искатель приключений также использует фрагменты мумии, на этот раз некой
египетской жрицы, в качестве факелов для освещения переходов внутри пирамиды.
Ему удается похитить из пирамиды золотую коробочку с тремя странными семенами.
Герой увозит ее в Соединенные Штаты и дарит своей невесте, которая сажает их у
себя в саду. Из семян вырастают гротескные цветы, из которых она сплетает венок
и надевает его в день свадьбы. К несчастью, их странный аромат повергает
девушку в кому, и она сама становится живой мумией!
Та же самая тема на склоне Викторианской эпохи варьировалась на все лады в
писаниях британских и американских авторов, достигнув своей кульминации в
классическом шедевре Брэма Стокера (1847–1912) «Жемчужина семи звезд», изданном
в 1903 г. и послужившем в последующие годы сюжетом для многих столь же
классических фильмов ужасов.
[248]
По-видимому, подобные сюжеты и навели Марию Корелли на мысль о том, что всякого,
кто осмелится взломать гробницу египетского фараона, ожидает жестокая кара.
|
|