|
из членов группы Картера, представлявшего музей искусств Метрополитен,
Карнарвон «был одним из самых суеверных людей, с которыми мне когда-либо
доводилось встречаться».
[224]
Картер, напротив, во втором томе своего труда «Гробница Тут. анх. Амона»
решительно отвергал идею проклятия в связи со смертью лорда Карнарвона. В конце
предисловия он утверждает, что не намерен «повторять смехотворные истории,
выдуманные об опасностях, поджидающих в этой гробнице… и способных уничтожить
проникших в нее».
[225]
Более того, он говорит: «Насколько нам известно, проклятия подобного рода не
играли никакой роли в египетском ритуале».
[226]
Однако эти слова не отражают его истинного мнения, поскольку в статье,
опубликованной в «Дейли Экспресс» на следующий день после кончины Карнарвона,
сам Картер всего несколько дней назад говорил своему другу: «Эта гробница
принесла нам несчастье».
[227]
Более того, во введении к неопубликованным мемуарам тогдашнего британского
вице-консула в Каире, сэра Томаса Сесила Рэппа (1893–1984), говорится:
«Он [Картер] слишком страдал от суеверного чувства, что смерть лорда Карнарвона
явилась карой судьбы за нарушение вечного покоя усопших, карой, которая может
распространяться и на него. Однако он прожил после этого еще семнадцать лет».
[228]
Это весьма важное признание, никогда прежде не публиковавшееся, которое
раскрывает наиболее уязвимую сторону характера Картера. Его участие в
спиритических сеансах в Хайклер Касл и даже способность понимать слова,
произносимые леди Канлифф-Оуэн по-коптски, явно намекает на то, что он, как и
его друг и покровитель, руководствовался духовными устремлениями, неразрывно
связанными с наследием Древнего Египта.
Душа его будет навеки уничтожена
Несомненно, пятый граф Карнарвон чувствовал себя не вполне комфортно, прочтя
письмо от Амона вскоре после нелегального проникновения в Погребальную Камеру и
изъятия из нее ряда реликвий для собственных целей. Но какую же цену придется
заплатить за это? Амон явно думал об этом, и у Карнарвона были все основания
размышлять о том же, ибо в противоположность тому, что писал в своей книге
Картер, в гробницах иногда находят магические формулы, цель которых — отпугнуть
грабителей. Так, например, в своей книге «Тутанхамон и другие эссе», спешно
изданной в 1923 г. на волне массового интереса широкой публики ко всему,
связанному с Египтом, Артур Уэйгалл приводит проклятие, начертанное на
погребальной статуе человека по имени Урсу, инженера-шахтера, жившего менее чем
за сто лет до Тутанхамона:
«Того, кто покусится на мое имущество или потревожит мою гробницу, или извлечет
мою мумию, того покарает бог Солнца. Он не передаст эти сокровища своим детям,
и сердце его не испытает радости от жизни; он не получит воды (чтобы напоить
дух свой) в гробнице, и душа его будет навеки уничтожена».
[229]
Подобные же проклятия найдены и в других гробницах. Например, Уэйгалл цитирует
другой пример, написанный на стене гробницы Хархуфа в Асуане, датируемой эпохой
VI династии, ок. 2340 г. до н. э.:
«На всякого человека, который войдет в эту гробницу… я наброшусь, словно
[хищная] птица; и да осудит его великий бог».
[230]
Было бы неправильным думать, что Карнарвон не подозревал о подобных проклятиях
и о том, что, нарушая покой египетской гробницы, он становится игрушкой в руках
оккультных сил. На людях он гнал прочь от себя подобные мысли, но когда он
оставался наедине с собой, они не давали ему покоя. Возможно, в поисках ответа
на этот вопрос или хотя бы утешения он и обращался к своему личному
ясновидящему и хироманту, известному по имени Бельма.
Как и Амон, Бельма славился своими предсказаниями, включавшими в себя убийство
русского царя и его сына, царевича Алексея Николаевича, а также смерть
Франциско Панчо Вильи, бандита, ставшего президентом Мексики, которому Вельма
|
|