|
помощью специального проволочного крюка. Все остальные внутренние органы —
желудок, почки, печень и кишки — сохраняли, чтобы впоследствии, завернув их в
ткани, уложить в четыре небольших гробика в виде мумий, которые в свою очередь
укладывали в кальцитовые канопы, помещавшиеся в специальной камере возле
фараона. И лишь сердце фараона оставляли в теле, чтобы душа фараона могла
прочесть магические заклинания, совершая свой исход из гробницы.
После завершения этого деликатного процесса тело на 35 дней укладывали на ложе
и засыпали солями натра и натуральной содой, которые впитывают и поглощают
остатки жидкостей. Затем тело переносили в Пер-Нефрет, «Место украшения», где
его бальзамировали с использованием насыщенных масел, смол и ароматических
веществ. После этого тело обсушивали, и жрецы в масках в виде собачьих голов,
символизировавших Анубиса — судью подземного мира и бога бальзамирования,
изображавшегося с головой шакала, — заворачивали подготовленную мумию в
многослойные пелены. Между рядами таких пелен укладывались охранительные
амулеты и талисманы, живительную силу в которые вносили специальные заклинания,
произносившиеся особыми жрецами.
По завершении процесса бальзамирования и мумификации тело Тутанхамона
подготовили к его последнему земному путешествию — отправке в Долину Царей. На
чело царя надели золотую диадему, на которой красовались изображения грифа
(коршуна) и кобры — символов богинь Нехбет и Ваджет, покровительниц Верхнего и
Нижнего Египта. Поверх головы мумии была возложена массивная золотая маска,
передающая черты лица фараона, а на груди были скрещены две золотые руки, в
которых находились посох и цеп фараона.
Живи снова, живи вечно!
После того как погребальная процессия остановилась напротив входа в гробницу,
длинная вереница придворных чиновников и их слуг начала заполнять
подготовленные в ней камеры похоронными вещами. Одновременно с этим шла
подготовка к проведению последнего ритуала, который позволял душе умершего царя
перейти из своей телесной оболочки в так называемый ах, или «величественный
дух». Это было возможно лишь после того, как дух совершал опасное путешествие
через странный мир, известный как амдуат, или преисподняя, в которой ему
предстояло встретить жутких монстров и змей и выдержать целый ряд испытаний.
Если дух выдерживал их успешно, покойному фараону позволялось покинуть
преисподнюю и пройти через врата на восточной стороне горизонта, после чего на
заре он возрождался вновь среди околополярных звезд, окружающих Полярную звезду
— ось, на которой вращаются небеса и Вселенная.
Ритуал, известный как Открытие рта, требовал участия двенадцати жрецов и
чиновников и по традиции проводился преемником фараона, в данном случае — Эйе.
Когда все было готово, жрецы поставили четыре курильницы с благовониями, чтобы
символически отметить сакральное пространство вокруг позолоченной раки, на
которой стоял саркофаг с телом царя. Другие жрецы принесли воду в четырех
сосудах и покропили ею на четыре стороны света. Затем настал черед молений к
богам и жертвоприношений различных животных в честь победы Гора над Сетом,
убийцей его отца Осириса. В числе жертвенных животных были два быка, по одному
от севера и юга (Нижнего и Верхнего Египта), а также утки и газели. Нога и
сердце каждого из быков были поднесены мумии сразу же, а остальные части туши
должны были служить фараону пищей в загробном мире.
[5]
После этого Эйе взял ритуальный инструмент под названием тесло, сделанный из
дерева или метеоритного железа, прикоснулся его изогнутым концом к носу, глазам
и ушам фараона, а также к его рту, рукам, гениталиям и ступням, чтобы наделить
их способностью связи с магической реальностью. Проделав все это, Эйе произнес
тайные формулы и заклинания из «Книги открытия рта», призывая Анубиса и Гора, и
в завершение воззвал: «Живи вновь, живи вечно».
[6]
Наконец можно было совершать само погребение.
Мумию фараона осторожно сняли с похоронных дрог, и носители покровов осторожно
отнесли ее по наклонной лестнице, ведущей к Входному коридору гробницы. За ним
находился Вестибюль, справа от которого располагались Погребальная Камера и
сокровищница, где находился кальцитовый ларец с внутренностями фараона,
установленный на позолоченной раке. Вокруг нее стояли золотые статуи четырех
главных богинь смерти — Нейт, Селкет, Исиды и Нефтиды. Между ракой и входом в
эту камеру были установлены два других охранительных талисмана: деревянная
голова коровы, символизировавшая богиню Хатор, и черная деревянная статуя
Анубиса в образе священного шакала.
В самой Погребальной Камере стены были расписаны сценами, назначение которых
состояло в том, чтобы помочь душе царя войти в загробный мир. В центре камеры
находился громадный саркофаг из розового кварцита. Внутри него находились два
позолоченных саркофага в виде человеческой фигуры, располагавшиеся один в одном
на манер русской матрешки. Крышки этих саркофагов, или футляров для мумий,
воспроизводили портрет фараона в образе Осириса и одна за другой были уложены
на соответствующие им футляры. Когда с этим было покончено, все
присутствовавшие возложили гирлянды цветов на голову и грудь каждого из
изображений фараона, а также возлили на саркофаги ароматические масла и смолы.
|
|