|
внимания широкой публики на добрые полвека. И вот, наконец, оно оказалось в
центре внимания общественности в результате публикации в 1978 г. сенсационной
книги, озаглавленной «Тутанхамон — нерассказанная история». Ее автор — Томас
Ховинг, бывший директор музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке. В 1975 г. он
выступил в роли координатора американского проекта выставки из гробницы
Тутанхамона, известной под названием «Сокровища Тутанхамона». Привилегированное
положение Ховинга в музее позволило ему ознакомиться с многими ранее
неопубликованными документами, хранящимися в его пыльных архивах. Многие из них
прямо или косвенно связаны с событиями вокруг открытия гробницы Тутанхамона, в
частности — контактами между Карнарвоном и Картером, и в их переписке есть
скрытые намеки на тайные походы в гробницу.
Используя материалы, найденные в музее Метрополитен, а также черновик статьи
Карнарвона о событиях той ночи, и две краткие записки британского химика
Альфреда Лукаса, на протяжении девяти сезонов работавшего вместе с Картером в
гробнице, Ховинг попытался реконструировать события 26 ноября 1922 г. (см.
главу 7).
[127]
По его данным, в Вестибюль первой вошла леди Эвелин, а не Картер, — вошла
просто потому, что была самого маленького роста среди присутствующих.
[128]
Это не лишено смысла, хотя нет никаких подтверждений, что это действительно
было так. После того как она благополучно пролезла в пролом, Картер немного
расширил его для всех остальных, а леди Эвелин тем временем замерла в восторге
при виде сокровищ, грудами рассыпанных перед ней. Постепенно и все прочие
участники группы пробрались в Вестибюль.
Вестибюль
Внутри ориентированной по оси север — юг камеры размерами 8,08 м на 1,68 м
находились многие сотни неописуемых предметов, грудившихся от пола до потолка,
но среди них были мелкие вещицы, которые Картер заметил в первые же мгновения,
как только оказался в гробнице Тутанхамона. Это были наполовину полная чаша со
строительным раствором, использованная для обмазки двери в Камеру, и
почерневшая масляная лампа, а также отпечаток пальца на свежеокрашенной
поверхности и хорошо сохранившаяся цветочная гирлянда, брошенная у самого
порога. В воздухе чувствовалось благоухание ароматических мазей, масел и
благовоний, усиливавшее гипнотическое воздействие на психику членов группы,
двигавшихся как завороженные, восторженно разглядывая все вокруг. Как
впоследствии напишет Картер, «время упразднено этими враждебными ему мелочами,
и
вы
чувствуете себя незаконно вторгшимся сюда [курсив автора].
[129]
Крыло
Оказавшись в Вестибюле, группа, вероятно, решила осмотреть небольшую камеру,
также ориентированную по оси север — юг и имевшую размеры 4,35 м на 2,6 м, а
также 2,55 м в высоту. Эта камера впоследствии стала именоваться Крыло. Его
запечатанная дверь находилась позади одного из трех позолоченных лож,
прислоненных к западной стене. Грабители пробили проход в камеру через
отверстие, устроенное под- ножками роскошного ложа фараона. Картер и Карнарвон
проползли под этим Древним шедевром мебели и протиснулись в отверстие. Они
обнаружили, что все предметы в Вестибюле лежат грудами, многие из них
разбросаны в беспорядке. Картер писал:
«Он [вор] — ибо в это помещение, видимо, мог проникнуть всего один вор — пролез
в камеру и поспешно, но планомерно принялся грабить ее содержимое, опустошая
ларцы и время от времени выбрасывая через отверстие крупные предметы, чтобы его
спутники могли внимательно осмотреть их, находясь в другой камере. В своей
разрушительной работе он уподобился землетрясению: ни единого дюйма на полу не
осталось свободным от реликвий, и когда настанет время разбирать их и приводить
в порядок, будет крайне трудно понять, с чего же начать».
[130]
Поэтому нетрудно понять, почему Картер решил тем же вечером проникнуть в
Вестибюль. Можно представить, какая лавина адреналина ударила ему в голову,
когда он впервые увидел перед собой все эти фантастические сокровища. Наверняка
ему захотелось забраться поглубже и лично проверить, что же это за золото
мерцает при свете свечи. Но неосмотрительность членов группы простиралась куда
дальше, чем проникнуть в Вестибюль без официального разрешения, ибо имеются
неоспоримые доказательства того, что между вторником 28 ноября и четвергом 30
ноября 1922 г. дерзкая четверка взломала запечатанную дверь в северной стене
|
|