|
изображающих царя с абсолютно нормальным строением черепа и физиономией вплоть
до 5-го года его правления.
[51]
Наконец, как отмечал еще Барридж, синдром Фрёлиха не является наследственным
нарушением: «это — результат травмы или врожденного увечья»,
[52]
а это означает, что он не может служить объяснением длинного лица, выступающего
подбородка, удлиненной формы головы и живота, наблюдаемых у других членов его
семьи, в частности, у дочерей.
Собственная версия Барриджа в отношении странной внешности Эхнатона заключается
в том, что тот страдал не синдромом Фрёлиха, а генетическим заболеванием, так
называемым синдромом Марфана.
[53]
Этот синдром приводит к деформации черт и членов, страдающих им, включая
удлиненное лицо, сильно удлиненные конечности, тонкие пальцы, аномально
вытянутый череп, узкий разрез глаз, высокий рост, широкий таз и аномальное
выступание грудины. Эти черты могли быть унаследованы потомством и служить
объяснением аномалий у дочерей фараона, что могло привести к ранней смерти.
Здесь можно вспомнить аномально большое число смертей в семействе Эхнатона в
последние годы его правления. Но хотя синдром способен деформировать голову и
тело, он не лишает страдающего им ни умственных, ни эмоциональных свойств, не
препятствуя царю выполнять свои монаршие обязанности.
Предположения Барриджа в отношении странных черт лица Эхнатона и членов его
семьи на памятниках искусства в Амарне являются куда более убедительными, чем
версия о том, что царь страдал синдромом Фрёлиха. Однако выводы, сделанные в
итоге изучения останков из гробницы KV 55, которые некоторые ученые и сегодня
считают мумией фараона-еретика, не обнаружили никаких признаков, указывающих,
что этот человек страдал синдромом Марфана. Все, что сумел установить Дерри, —
это то, что череп имел «характерно плоский свод», напоминающий черепа лиц
царской фамилии эпохи строительства пирамид в Гизе, то есть около 2550–2500 гг.
до н. э. Аналогичные находки отмечает и Джойс Файлер среди экспонатов
Британского музея, относя свои находки к 2000 г. до н. э. По ее мнению, на
черепе не было обнаружено никаких патологических черт, чтобы его можно было
относить к типу брахицефала. При этом исследовательница отметила, что они
«напоминают некоторые черепа эпохи Додинастического периода и Древнего Царства».
[54]
Другими словами, семейство Эхнатона могло быть генетически связано с наиболее
ранними египтянами-правителями, появившимися на исторической сцене ок. 3100 г.
до н. э.
Помимо прочих доводов, Барридж убедительно доказал, что Эхнатон желал
изобразить себя самого и членов своей семьи в манере, заметно напоминающей
черты страдающих синдромом Марфана. Если это так, то что, ради всего святого,
могло побудить его пойти на это? Ответ на этот вопрос лежит не в плоскости
медицинских нарушений в семействе фараона, а в религиозных и духовных идеалах,
воспринятых им в первые годы своего правления. В то самое время, когда он
провозгласил Атона единственным божественным принципом, он принял другое имя в
честь всемогущей силы, построил новую столицу и осуществил подлинную революцию
в стилях изобразительного искусства. Все это явно совпадает и неким образом
связано друг с другом. И хотя мы не вполне уверены в этой версии, вполне
возможно, что, изобразив себя в виде гермафродита, Эхнатон пытался выразить
идею о том, что он в качестве первого пророка Атона несет на своем теле
двуполые признаки самого Атона. Кроме этого, желание Эхнатона изобразить себя с
удлиненными глазами и длинными, похожими на змеиные, лицом и шеей неким образом
могло быть связано с концепцией Зептепи, Первым Явлением или Местом Первого
Времени. Этот термин, использовавшийся для обозначения момента сотворения во
Вселенной, Эхнатон ассоциировал с концепцией божественного правителя и царской
власти в Древнем Египте.
[55]
Действительно, именно это восхищение подобной идеей побудило его построить
столицу Ахетатон точно посередине между древним религиозным центром Гелиополем
на севере и Фивами на юге.
[56]
Сегодня уже трудно решить, лежали ли эти религиозные принципы в основе создания
стилизованных бюстов и рельефов, изображавших дочерей фараона со странно
удлиненными чертами лица. Не исключено, что детские черепа сознательно
деформировались путем тугого бинтования их в младенчестве. Эта практика была
обычной среди доисторического населения Северной Сирии и Восточной Турции,
прямыми потомками которых являются митаннийцы — представители царства,
процветавшего в этом регионе как раз в Амарнский период.
[57]
|
|