|
Нам известно, что в районе Уэссекса в южной Англии около 3000 года до н. э.
обитал народ, сумевший соорудить памятники вроде Стоунхенджа, Эйвбери и
Силбери-Хилла. Умозрительно мое открытие ландшафтного круга на Марлборо-Даунс
вписывается в этот общий этнос. На одном уровне он может рассматриваться как
каменный круг, но в гораздо большем масштабе. Использование круглой формы могло
быть естественным для народа, занимавшегося астрономическими наблюдениями и
исследованиями. И Солнце, и Луна явно круглые, а Большая Медведица, например,
обращается по кругу вокруг Полярной звезды. Мне предстояло еще открыть, обладал
ли этот народ специальными знаниями для того, чтобы произвести съемку и
разместить круг на участке местности диаметром в 19,3 километра (12 миль). Это
не было за пределами возможного, если учитывать уровень мастерства и
изобретательности, проявленный этим народом при сооружении мегалитических
памятников.
Научная ортодоксия признает, что за столетие между 3200 и 3100 годом до н. э. в
Англии временнового каменного века произошло важное изменение, ознаменовавшееся
появлением едва ли не самых крупных мегалитических сооружений на Британских
островах Строительство таких памятников, как Ньюгрейндж в Ирландии, Стоунхендж,
Силбери-Хилл и Эйвбери в южной Англии, Кэллэниш на Западных островах Шотландии,
Мей-Хау и Кольцо Брогара на Оркнейских островах, Замок Ригг в Камбрии,
начиналось в пределах нескольких сот лет вокруг этой даты. Главный вопрос было
ли это изменение внезапным, спонтанным скачком в рамках британской культуры,
или его стимулировало некое внешнее влияние? С уверенностью можно сказать, что
3100 год до н. э. также знаменателен по крайней мере еще для двух частей света.
Династический Египет
В плодородной долине Нила сохранились свидетельства деятельности человека с
очень давних пор. Около 4000 года до н. э. Бадарийская культура славилась
льняной одеждой, гончарными изделиями и украшениями. Не известно что-либо
значительное о событиях до 3200–3100 годов до н. э., когда Египет объединился
под правлением одного царя — Нармера Мены.
В тот период появилось иероглифическое письмо Вскоре Древнеегипетская
цивилизация сделала гигантский скачок вперед. За очень короткое время высокого
уровня развития достигли искусство, архитектура, медицина и общественный строй.
В религиозном плане люди оказались подчинены божественной иерархии,
возглавляемой высшим божеством — Атум-Ра, символизируемым Солнцем, и новым
жреческим центром стал Гелиополис, ныне пригород современного Каира.
Первая из каменных пирамид — Ступенчатая пирамида в Саккаре — была построена
для фараона Джосера его визирем, мудрецом Имхотепом около 2640 года до н. э.
Сооружение памятника Эйвбери началось примерно в то же время и завершилось
около 2400 года до н. э. Между 2575 и 2565 годами до н. э. на плато Гиза были
построены огромные пирамиды, ставшие вершиной инженерного и технического
искусства. Египтяне придавали своим камням такую форму и шлифовали их способами,
не известными строителям английских памятников, за исключением разве что
Стоунхенджа. Эти сооружения Старого царства отличаются качеством,
несвойственным более поздним египетским династиям. Итак, подобно Англии, Египет
пережил скачок в культурном развитии между 3200 и 3100 годами до н. э.
Этот скачок нелегко объяснить устойчивым однородным развитием. Вот почему
некоторые ученые пришли к выводу, что не обошлось без влияния извне. Среди
предполагаемых источников называют Шумерскую цивилизацию, расцветшую в долине
реки Евфрат, из-за сходства мифологий, техники строительства и архитектурных
стилей. Однако в книге «Архаичный Египет» профессор Уолтер Эмери утверждает:
«У нас создалось впечатление о существовании косвенной связи или даже третьей
стороны, чье влияние распространилось как на Евфрат, так и на Нил… Современные
ученые склонялись к пренебрежению возможностью иммиграции в оба региона из
какого-то гипотетического и пока еще не открытого района. (Тем не менее)
Существование третьей стороны, чьи культурные достижения были переданы
независимо друг от друга в Египет и Месопотамию, лучше всего объяснило бы общие
черты и основные различия двух цивилизаций».
Если стремительное развитие древнеегипетской науки, мифологии, письменности,
архитектуры, искусства и культуры нельзя объяснить теориями «устойчивой
эволюции», тогда откуда поступил этот импульс? Что это была за третья сторона,
о которой говорит профессор Эмери?
Римский историк Диодор Сицилийский в I веке до н. э. сообщал, основываясь
скорее всего на местных преданиях:
«Египтяне были чужаками, которые в отдаленные времена обосновались на берегах
Нила, принеся с собой цивилизацию своей родины, искусство рисования и
отточенный язык. Они пришли со стороны заходящего солнца и были самыми древними
людьми».
Теория профессора Эмери о некой династической расе, которая пришла в то время в
Египет и заложила основы его быстрого культурного развития, не была в целом
признана египтологами, но и не была отвергнута. Имеются данные об определенном
культурном влиянии современных цивилизаций Среднего Востока, однако их
недостаточно для объяснения быстрого развития египетской культуры. Ответы могут
|
|